У любой медали есть 2 стороны. Эту же фразу можно наложить и на работу - с одной стороны находится виденье руководителей, с другой стороны - виденье сотрудников.
В идеале виденье ситуации с обеих сторон должно быть максимально близким - понятны цели, есть единая понятная всем стратегия и достойная мотивация , в компании здоровая рабочая атмосфера, есть профессиональное развитие и желание идти вперёд.
Такие реальные примеры есть, но они больше относится к западным компаниям, чем к Российским.
В наших реалиях, чаще всего можно встретить ситуации, когда обе стороны - руководство и персонал находятся в 2-х разных мирах.
Русский человек привык винить во всех бедах барина. Искоренить это мнение вряд ли получится - действительно, и персонал встречается ленивый, считающий, что ему должны платить деньги уже за то, что он пришёл на работу. Встречаются и руководители департаментов и компаний, действия и поступки которых не всегда подлежат простой человеческой логике.
Любой коллектив - это живой организм, состоящий из клеточек (сотрудников и руководителей). А как известно, клетки бывают разные - в том числе и такие, которые паразитируют или наносят вред.
В этой записке я хотел бы рассмотреть ситуации, которые негативно сказываются на мотивации сотрудников, их энтузиазме и желании работать.
Начнем с того, что нужна материальная ( финансовая ) мотивация сотрудников. Звучит банально и не ново, и возможно кто-то не согласится со мной, но если в течении нескольких лет доход не пересматривается, а амбиции компании и цели растут - сотрудников это не воодушевляет. Можно обещать много виртуальной морковки, которую сотрудники получат добежав до результата - но человек, проработавший в компании несколько лет уже может прогнозировать, какие результаты будут достигнуты, а какие могут случиться только при очень благоприятных ситуациях.
Поэтому индексация должна быть обязательно, ведь жизнь дорожает.
Но не только материальная мотивация важна для сотрудников. Нематериальная мотивация занимает если не 50%, то точно 40% в желании человека работать.
В первую очередь - комфортная рабочая атмосфера в коллективе. Это очень сильно зависит от руководителя. Когда руководитель является примером, несет ответственность за свой коллектив и отстаивает интересы сотрудников - результаты будут только расти.
А теперь другая ситуация, когда закомплексованный человек дорвался до власти. Все сотрудники у него «недалекого ума», он отказывается от своих слов и часто «обнуляется», не помня договоренностей. В кризисных ситуациях такой руководитель пытается тихонько отсидеться в стороне, оставляя сотрудников под удар.
Важно, чтобы сотрудники могли проветрить голову или побыть «в полях» - однообразная офисная работа приедается и совсем не мотивирует.
Обучение и тренинги развивают сотрудников, если конечно компания серьезно подходит к этому вопросу и заказывает действительно толковых тренеров с опытом.
У меня были кейсы, когда тренер пытался прочитать тренинг, который не был адаптирован под требования компании и ее специфику. Через 15 минут было принято решение прервать тренинг - он был бесполезный. Ещё 1 ужас, это когда тренинг рассказывает тренер собственной компании - чаще всего у них нет практики, которая так важна для того, чтобы научить людей чему то полезному и новому.
Как-то я попал на тренинг по оказанию медицинской помощи. Теории было минимум - в основном были созданы разные ситуации, в которых сначала оценивались наши действия, потом показывалось правильное решение и потом повторно проигрывались ситуации, и все по несколько раз тренировались в правильности действий.
Важно давать людям отдохнуть от работы и напрасно не беспокоить. Когда руководитель косо смотрит на людей, которые вовремя собираются выйти с работы и торопятся к своим близким - это напрягает сотрудников. Когда совещания любят назначать на время, которое идёт после окончания рабочего дня ( и это частая практика) - это добавляет грузиков недовольства на весах.
Бывает необходимость задержаться, и многие сотрудники с пониманием отнесутся к этому. Но не нужно делать это часто.
Руководителю нужно помнить, что даже если ему нечего делать дома и его никто не ждёт там - у других все может быть по другому.
Есть кейс, когда один руководитель писал сообщения и названивал сотрудникам после 22 часов и в выходные. И чаще всего не с рабочими вопросами! То ему нужно узнать ценник на что-то у твоих знакомых, то шлёт фото, как он выбирает одежду себе, то начинает паниковать без какого либо повода. Важно давать сотрудникам отдохнуть и от работы, и от себя - иначе есть высокая вероятность, что такого руководителя никто уважать не будет.
Ценность и полезность корпоративов в том, что можно сплотить и зарядить людей идее. ошибочно думать, что корпоративы - это повод напиться. Грамотно и правильно организованное мероприятие может помочь в организации компании, знакомстве и установлении доверительных отношений с другими отделами.
Можно устраивать самостоятельные вылазки, если компания не выделяет бюджет - это тоже объеденит коллектив.
Еще один важный элемент для поддержания огня в сотрудниках - это работа службы по работе с персоналом (HR development). Но работу этой службы нужно следить и контролировать - иначе они наворотят дел и разочаруют сотрудников.
Во первых эти программы должны быть мультивозрастные - ведь не все сотрудники одного возраста.. Во вторых нужно учитывать многие нюансы при объявлении программ или корпоративных мероприятий.
Реальные кейсы, которые очень негативно сказались на настроении сотрудников. Некоторые ситуации могут показаться неправдоподобными - но все перечисленные случаи реальные.
1. На празднование юбилея компании служба по работе с персоналом разослала приглашение приходить с друзьями и семьями. Через пару дней от них пришло новое письмо, что в связи с требованием законодательства количество людей на празднике ограничено И мест не осталось. Праздник был назначен на то время, когда многие сотрудники по работе находились в командировках. Нетрудно догадаться, что празднике было много друзей и родственников сотрудников службы по персоналу, а вот сотрудников было мало.
2. Проводилась среди сотрудников лотерея - билеты на елки для детей. В назначенное время один из лифтов , который вёз людей в конференц зал сломался. Люди застряли в лифте, на этажах были пробки из сотрудников, которые не могли спуститься. Вы заблуждаетесь, если думаете, что служба по персоналу перенесла розыгрыш. Они быстро провели лотерею среди присутствующих, причём билеты тех, кто выиграл, ноне мог спуститься - их коллегам не отдавали. Просто выбрали других победителей. Недовольство сотрудников было велико, и все в очередной раз убедились, что все делалось для галочки и для поста в Инстаграмм.
3. Мой «любимый» кейс. В одной компании служба по персоналу решила организовать экскурсию для детей сотрудников в Звездный городок. Сотрудникам пришла общая рассылка с приглашением, а через минуту пришло новое письмо - мест на экскурсию больше нет...
Через несколько дней по компании был разослан фотоотчет, какая интересная и познавательная была экскурсия. На фото были запечатлены сотрудники отдела персонала в полном составе с детьми, и их ближайшие знакомые из других отделов...
Чтобы поддерживать в сотрудниках огонь и желание работать, покорять новые вершины нужно пробовать разные способы мотивации, важно следить за атмосферой в коллективе, не допускать глупых экспериментов псевдо-службы по персоналу и вовремя изолировать «паразитирующие вредные клетки», Тогда организм под названием компания будет здоров и устойчив к перегоранию.
Хорошего Вам дня!