Найти в Дзене

Расторжение договора страхования

Оглавление

Сначала заключил договор страхования, а потом подумал: «зачем?». А может страховку вообще навязали?

Если ты потребитель, то деньги можно вернуть, а договор расторгнуть!

Да-да, отказаться от соглашения можно в любой момент. В этом состоят свобода договора и свобода воли участников гражданских правоотношений. Разве что последствия расторжения отличаются в зависимости от обстоятельств и вида договора.

Для страхования всё просто: Гражданский кодекс РФ (статья 958) прямо указывает: страхователь вправе отказаться от договора в любое время до наступления страхового случая*.

Особенности расторжения договора в зависимости от времени его действия.

1. Расторжение до окончания периода охлаждения.

Охлаждение – это срок, предусмотренный для потребителей, чтобы они могли обдумать заключенный договор и проконсультировались у сведущего человека (юрист тут будет кстати). После боя кулаками действительно машут, особенно, если страховка навязана.

Данный срок составляет минимум 14 дней (для 2019 года)*. Но я написал минимум – это значит, что в договоре может быть предусмотрен более длительный срок, но никак не короче.

14-дневный срок начинает течь с даты заключения соглашения: т.е. момент подписания договора, оплаты премии или иная дата, указанная в соглашении.

Кстати, устанавливается срок охлаждения особым актом – указанием Центрального банка РФ от 20 ноября 2015 г. N 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».

Если договор расторгнут в период охлаждения, а страховой случай не наступил, то потребитель имеет право требовать возврата всей суммы страховой премии*.

Имейте в виду, что период охлаждения доступен не для всех видов страхования. Подробный перечень изложен в указании ЦБ.

Но не отчаивайтесь, любой вид добровольного страхования сюда попадает. Например, если вам выдали кредитную карту и говорят: «А давайте мы вам сумму застрахуем, вдруг вас ограбят,» - можно смело отказываться.

2. Прекращение договора после окончания срока охлаждения.

Прошли заветные 14 дней, страховой случай не наступил. Что-то поменялось по сравнению с первым случаем? Нет, кроме суммы возвращаемой премии. Страховая компания вправе удержать часть суммы за срок, во время которого договор действовал.

Допустим, страхование должно «работать» 100 дней. Страховая премия составила 1000 рублей. Пришли расторгать на 20-ый день.

Считаем:

1000 рублей делим на 100 дней и находим, сколько стоит 1 день действия договора = 10 рублей.

20 отработанных дней умножаем на выплату в 10 рублей = и получаем 200 рублей.

Итог: потребитель имеет право вернуть оставшиеся 800 рублей. 200 рублей страховая вправе оставить себе.

3. И последний, очень забавный вариант.

А что если страховой случай наступил, а застрахованный приходит к страховой и говорит: «Расторгаем договор, не хочу от тебя никаких денег»? В таком случае гражданин лишается и суммы премии, и страховой выплаты.

Как прекращается договор.

Вариантов много и всё зависит от того, с кем заключен договор, какое это страхование по виду и т.д.

В любом случае приходим в то место, где оформили страхование, и подаем заявление. Скорее всего, вам дадут образец, но общая форма такая:

1. ФИО заявителя;

2. Название страховщика;

3. Данные о договоре (дата заключения, номер);

4. Просьба о расторжении и возврате страховой премии;

5. Обязательно указываем реквизиты счета, на который нужно перечислить средства (можно попросить выдать наличными);

6. Дата подачи заявления и подпись заявителя.

Причины расторжения можно не указывать.

Доставляется заявление лично или почтой.

Датой расторжения соглашения является дата получения заявления организацией. Деньги должны вернуть в течение 10 дней с момента расторжения.

И последнее: если деньги возвращать отказались, то можно идти в суд с исковым заявлением. Но для начала обратитесь к юристу.

NB: могут возникнуть сложности при присоединении к коллективной страховой программе. Понятный и единый подход к этому зверю еще не выработан.

* Страховой случай – это событие, при котором у страховой компании появляется обязанность сделать выплату застрахованному.

* Не верьте старым сайтам! 5 дней было до 2018 года.

* Страховая премия – плата страховой организации за её услуги.