Найти в Дзене

Как знать | Рецензия

Денис Куклин

Лучше бывает

Что это:нестандартный ромком.

На что похоже:на ромком. Только нестандартный.

Зачем смотреть:чтобы понять, что у других всё куда запутаннее, чем у тебя.

— Она всё спрашивает: «Куда деньги дел, куда деньги дел?..»

— А куда деньги дел?

х/ф «Любовь и голуби»

После просмотра «Как знать» возникают, как минимум, два вопроса: 1) куда делись 120 миллионов долларов? и 2) куда смотрел Джек Николсон? Ответа на первый до сих пор нет. То, что нам известно – стандартные 8 млн. для Оуэна Уилсона, немного меньше для Пола Радда, Риз Уизерспунполучила где-то 10 -15 млн., как и Николсон. Куда делись остальные деньги, знает лишь Джеймс Л. Брукс. «Зелёный шершень»стоил 120 миллионов! А тут – романтическая комедия. Естественно, фильмужасающе провалился, собрав по всему миру чуть более трети затраченного.

Ответ на второй вопрос тоже – «Джеймс Л. Брукс».Из 12 номинаций на «Оскар» Джек Николсон выиграл три. Две из них – вфильмах Брукса. Естественно, Николсон будет благодарен ему до скончаниявека. Из этого вытекает третий вопрос – что случилось с Бруксом? Почемупосле симпатичного «Испанского английского» и прекраснейшего ромкома «Лучше не бывает»Брукс отгребает от зрителей и критиков по полной? Куда смотрел еговнутренний продюсер, когда смета достигла восьмизначной суммы?

Ивсё же стоит слегка притормозить и вернуться к «фундаменту» любогофильма, к тому, что уже определяет его успех или провал – к сценарию. Впоследнее время в интервью кинематографистов и статьях критиков всё чащепроскакивает словосочетание «хорошая история». Не по новымспецэффектам, не по авангардному оригинальничанью с методами съёмки ипостобработки, не по запредельной раскованности «чернушников», а именнопо хорошим историям истосковался зритель. В «Лучше не бывает» Бруксдоказал, что умеет придумывать такие истории. Умеет создаватьнекартонных, неоднозначных персонажей и наполнять их глубиной. Но Бруксапогубила приверженность ромкому – рамки жанра слишком тесны для него ине дают возможности сделать нормальную драму. Персонажи в «Как знать»,если их «вытащить» из фильма и попытаться разобраться в них, окажутсянеимоверно интересными и очень симпатичными, а проблемы, с которыми онисталкиваются, будут выглядеть совсем не по-ромкомовски серьёзными. Ноэти персонажи вынуждены играть в историю со знакомством, влюблённостью,неловкими полупризнаниями и финальным поцелуем. Это выглядит настольколишним, что не сценариста – их жалко. Зачем Бруксу эти заигрывания ссентиментальной молодёжью, если молодёжь не оценит его психологизмы, аромантики ей будет явно не хватать? Как, собственно, и комедии –некоторые шутки настолько искусно спрятаны между строк, что их вовсе незамечаешь. Ни одного пука, ни одной отрыжки, и ни одного упоминания прогениталии. Нет и «фрэтпэковского» юмора, которого невольно ждёшь отфильма с Уилсоном и Раддом. Сталкиваются и «шутят» характеры. Разныереакции на одни и те же слова у Брукса порождают целую серию смешныхнедомолвок, интерпретаций, неловкостей. Брукс старается не толькорассмешить, но и показать нам живых людей – наших знакомых, близких идаже самих себя. И опять – юмор такой работает ровно до тех пор, пока всилу не вступают законы жанра и персонажи начинают вести себя совсем несвойственно самим себе, а подобно экранным Дженифер Энистони Хью Гранту.

-2

Вэтом месте можно уже переходить а актёрским «достижениям». На общембеспомощном фоне совершенной звездой засиял Оуэн Уилсон. У него былавторостепенная роль бейсболиста Мэтти, сожителя главной героини. УУилсона всегда был узкий диапазон возможных персонажей, и избавляться отсвоего няфного образа он не собирался. Он и в этом фильме не постригся,однако персонаж его стал совсем не похожим на обычные уилсоновскиеработы. Мэтти – спортсмен, бабник, любитель удовольствий и жуткийэгоист. Но, встретив Лизу, он решается на кардинальные изменения вобразе жизни. В своём понимании, конечно. Эти неуклюжие попытки «статьлучшим» для Лизы, умноженные на уверенность в собственной неотразимости иклассический интеллект спортсмена, дают совершенно неожиданныерезультаты: «Эти часы мой папа подарил моей маме. И сразу – бум! – черезсемь лет они уже помолвлены». Это и шутка, и очередной штрих в характерМэтти, описывающий его отношение к браку и символизму подарков. Каждаяновая реплика Мэтти и оправдана, и вместе с тем, неожиданна. В этомнастоящий Брукс. И в этом была потрясающая возможность для Уилсонарасширить свои горизонты – возможность, которую он, к счастью, неупустил.

-3

Уизерспуни Радд выглядели нормально – ни больше, ни меньше. Их интересныепоначалу персонажи ближе к концу картины блекли и становилисьусреднёнными героями мелодрамы, единственным отличием которых отусреднённого зрителя является их влюблённость. Играть здесь былосовершенно нечего, с чем Уизерспун и Радд с успехом справились.Несколько выше поднял планку Николсон, однако и его персонаж в концефильма потерял всякую мотивацию и совершенно отстранился от решенияпроблемы, вокруг отношения к которой и строился его образ. Получилсяусреднённый папа героя ромкома.

Ивсё-таки есть у Брукса объективно хорошие сцены. Первая – эпизод вбольнице, с признанием на камеру. И вторая – рассуждения Мэтти омоногамии.

Вердикт: испорченная ромкомом драма.