Швейцарский психолог и философ К.Г. Юнг (1875–1961) в течение ряда лет был ближайшим учеником З. Фрейда, и основатель психоанализа, в учёте степени развития научного таланта, считал его равным себе. К.Г. Юнг недолго был очарован простотой схем «пан< >уализма», посчитав, что попытки объяснения процессов развития культуры людей только лишь сублимацией энергии нереализованных желаний грешат слишком упрощенным подходом и неосознанным желанием самого З. Фрейда ретушировать собственные жизненные проблемы. Культуру, по логике мысли К.Г. Юнга, нельзя толковать лишь как следствие подавленной < >уальности отдельно взятого индивидуума или масс, поскольку огромное значение для всякой человеческой личности имеют её ценностные установки – идеалы. С первых лет научной деятельности К.Г. Юнг был убежден, что открытое З. Фрейдом бессознательное начало в психике человека имеет не столько индивидуальный, сколько коллективный характер. Ключевой причиной разрыва адепта с ортодоксальным фрейдистским подходом явилась ситуация собственных переживаний в начале второго десятилетия XX в., когда сознание психолога стали методично захлестывать картины ночных кошмаров с видением сцен массовых катастроф – поля Европы заливались потоками к< >ви, в которой плавали < >ки человеческих тел; были слышны стоны, крики о помощи и звуки канонады. Пытаясь спастись от всей этой к< >яной толщи, Юнг в своем сне лез на вершины Альп; но та неумолимо нарастала, скрывая под собой и горы, и макушку захлёбывающегося Юнга. Будучи практикующим психиатром, Юнг в ужасе обнаружил, что сходные фантасмагории стали навязчиво преследовать во сне и наяву многих его пациентов. В попытке объяснения знаков коллективного безумия, Юнг вынужденно отказался от методов объяснения всего и всея лишь обстоятельствами детских и юношеских < >уальных неудач, становившихся причинами жестоких невротических состояний.
К< >вь и < >уальность, конечно, могли быть образно связаны между собой, но где тогда очерчивается предел в определении степени этой связанности, и есть ли этот предел, и есть ли вообще связанность? Последний вопрос занимал Юнга больше всего. Кошмары в сознании психиатра и его клиентов прекратились осенью 1914 г.
Мучительно размышляя над случившимся, К.Г. Юнг, наконец, получил гениальное прозрение – к< >вь в сознании большой группы людей годы напролёт символизировала сцены насилия в надвигающейся войне. Сознание людей оказалось странным медиумом в отношениях образной информации, хранящейся в глубинах бессознательного и окружавшей их мировой истории. К.Г. Юнг и его подопечные пророчествовали о в< >йне, они чувствовали будущую мировую б< >йню – когда же сцены катастроф стали реальностью, прекратились и видения. Но что же тогда стало основой этих провидческих фантомов в снах и навязчивом бреде? Юнгу потребовалось несколько лет, чтобы выработать более-менее четко аргументированную позицию. В течение последующей жизни психолог детализировал возможности собственного научного подхода, применяя его к изучению не только обыденной жизни человека, но и национальных культур – их смысла и связи их смысла со смыслом развития представителей биологического вида Homo sapiens.