Найти тему
Vivisectimus

17 ИЮЛЯ 1944 ГОДА - В МОСКВЕ ПРОШЁЛ МАРШ ПЛЕННЫХ НЕМЦЕВ

75 лет назад, 17 июля 1944 года, прошёл марш пленных немцев по Москве, он же Парад побеждённых, он же операция "Большой вальс". 

 

В ходе начавшейся 23 июня операции "Багратион" в созданных Красной Армией "котлах" оказались десятки тысяч немецких солдат и офицеров из группы армий "Центр". Войсками 1-го, 2-го и 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского были уничтожены или попали в плен около 400 000 солдат и офицеров, 21 генерал вермахта попал в плен. 

 

Некоторые зарубежные издания (в том числе союзников) ставили под сомнения столь впечатляющие цифры, не говоря уже о нацистской пропаганде, значительно преуменьшавшей потери вермахта. 

 

Советское руководство приняло решение провести пленных немцев во главе с их генералами по Москве, показать всему миру успехи Красной Армии. Проведение сего "мероприятия" поручили НКВД, те назвали операцию "Большой вальс" (по названию американской музыкальной комедии). 

-2

 

О том, что по улицам Москвы поведут пленных немцев, было объявлено по радио утром 17 июля, а также напечатано на первой полосе "Правды". 

 

Немцы были собраны на московском ипподроме и стадионе "Динамо". Ещё до этапа каждый немецкий пленный прошёл тщательный осмотр. В Москву взяли только здоровых и способных передвигаться самостоятельно. 

Пожарные привезли военнопленным воду. Её было достаточно для того, чтобы утолить жажду, но не хватало, чтобы умыться.

Идти по столице Советского Союза им пришлось именно в таком виде - немытыми, порой в одних кальсонах и без обуви. Зато пленным был роздан усиленный паёк - каша и хлеб с салом. 

 

К 11 часам утра 17 июля пленных разделили на две группы и построили в соответствии со званием по 600 человек (20 человек по фронту). Руководил прохождением колонн командующий войсками Московского военного округа генерал-полковник Павел Артемьевич Артемьев. 

 

-3

Первый маршрут пролёг по Ленинградскому шоссе (ныне - Ленинградский проспект) и улице Горького к площади Маяковского и далее по Садовому кольцу (по часовой стрелке). 

 

Движение 42 тысяч военнопленных продолжалось 2 часа 25 минут. Часть из них прибыла на Курский вокзал, другие свернули с Садового кольца на Каляевскую улицу или на 1-ю Мещанскую. 

Среди проследовавших первым маршрутом 1227 человек имели в вермахте офицерские и генеральские звания. В их числе были 19 генералов, которые, как в тот день записал в своем дневнике писатель Всеволод Вишневский, шли в орденах (по условиям капитуляции им оставлялись генеральская форма, знаки различия, ордена), 6 полковников и подполковников. 

-4

 

Ещё 15 600 военнопленных двинулись с площади Маяковского по Садовому кольцу против часовой стрелки, минуя Большую Садовую, Садово-Кудринскую, Смоленскую площадь, направляясь к Калужской площади и далее по Большой Калужской, имея конечной целью станцию Канатчиково Окружной железной дороги, пробыв в пути 4 часа 20 минут. 

 

Генералы шли, тихо переговариваясь, не смотрели по сторонам, лишь кое-кто иногда равнодушно бросал взгляды на москвичей. Офицеры делали вид, что пленом не сломлены. 

 

"Вот вы и попали в Москву", - слышалось по адресу генералов, которые наверняка готовили парадные мундиры и объёмистые чемоданы, надеясь войти в советскую столицу завоевателями. 

-5

 

Пленных сопровождали конники с обнажёнными шашками и конвоиры с винтовками наперевес. 

По улицам вслед за генералами шли командиры полков и безусые командиры рот. 16-летние солдаты (были и такие в колоннах) с любопытством рассматривали москвичей, московские здания, ведь им столько твердили, что после полётов германской авиации от большевистской столицы ничего не осталось... 

 

К 19 часам всех военнопленных (не выдержали прохода по улицам Москвы лишь четверо, которых пришлось на время направить для оказания медицинской помощи) погрузили в вагоны и отправили в места заключения. 

 

Едва закончилось прохождение побеждённых, как на улицы вышли автоуборочные и моечные машины, чтобы смыть следы гитлеровской нечисти (как в переносном смысле, так и в прямом - распространение инфекций в столице было совсем ни к чему)».

-6