Сегодня я хочу немного отвлечься от основной темы моего блога и поговорить о, пожалуй, самой известной русской картине, изображающей русских воинов - «Богатырях» Виктора Михайловича Васнецова. Русский фольклор (совершенно незаслуженно забытый многими сегодня) - одна из важнейших тем в его творчестве, и Виктор Михайлович оставил после себя огромное наследие, достойное детального разбора.
В моем блоге мы говорим о вооружении на Руси. Так давайте разберем эту картину именно с точки зрения доспехов и оружия богатырей (забегая вперед скажу, что с этим у Васнецова всегда все было очень хорошо).
Илья Муромец.
Главный герой русского богатырского эпоса по праву занимает центральное место в композиции картины. Его вооружение, в отличие от других богатырей - чисто русское. Илья вооружен копьем и палицей, также видны стрелы, что позволяет нам говорить о том, что художник вручил ему еще и лук (что логично). Копье Ильи - вполне стандартное, а вот огромная литая стальная палица - явная гипербола, показывающая богатырскую силу героя (обычные палицы были поменьше и, конечно, стальной была лишь их боевая часть - этого более чем хватало, чтобы отправить врага на тот свет, невзирая на его доспехи).
Богатырь носит кольчугу прямо поверх одежды (тоже вполне исторично), а на его голове невысокий сфероконический шлем. К сожалению, поза Ильи не позволяет нам говорить о форме его щита, но, судя по цвету, он стальной (еще одна гипербола).
Подводя итог, можно сказать, что вооружение Ильи Муромца соответствует раннему средневековью (XI-XII века) и его социальному статусу (крестьянский сын не мог позволить себе богато украшенные доспехи и оружие).
Отдельно стоит отметить богатырского коня Ильи - его размеры и мощь соответствуют силе героя, но явно противоречат историческим реалиям - кони на Руси не отличались большими размерами, зато были выносливыми и не требовали особого ухода (в отличие от коней западноевропейских рыцарей, больших и очень сильных, но крайне прожорливых и мало приспособленных к долгим переходам).
Добрыня Никитич.
Согласно былинам, Добрыня был сыном рязанского воеводы Никиты и служил киевскому князю Владимиру. В своей картине Васнецов ясно указал нам на высокий социальный статус богатыря, весьма интересно обыграв этот факт. Оружие Добрыни - первый пример его высокого положения в обществе. Мечи на Руси (как, впрочем, и везде) стоили очень дорого и, фактически, являлись статусным предметом. Кроме того, меч требует от своего владельца гораздо лучших навыков боя, чем копье и булава Ильи Муромца. Очевидно, что сын воеводы с детства готовился стать воином. Любопытно также и то, что меч является единственным оружием Добрыни (что не соответствует историческим реалиям).
Еще больше положение богатыря в обществе отражают его доспехи. На голове Добрыни цилиндроконический шлем с полями. Подобные шлемы пришли на Русь из Византии, однако, были весьма редкими. Такие шлемы использовали воины Новгородской республики, но широкого распространения они так и не получили. Шлем Добрыни относится к XIII-XV веку и стоил в те времена целое состояние.
Самая странная часть вооружения знатного богатыря - его корпусный доспех. Судя по всему, это чешуйчатый доспех XIV-XV века с дощатой защитой рук от плеча до локтя, надетый поверх двух (!) кольчуг, причем нижняя кольчуга еще и с длинными рукавами. Весит подобное облачение порядка 30-35кг. Нужна воистину богатырская силушка (и соответствующая выносливость), чтобы сражаться в таких доспехах.
Круглый щит Добрыни никак не соответствует его доспехам. Круглые щиты на Руси использовали до перехода на тактику конного боя, но тогда они были раза в два больше. Для всадника же такой щит неудобен.
Если не брать в расчет художественные преувеличения, то доспехи Добрыни Никитича соответствуют новгородским XIV-XV веков. Новгородская республика во все времена своего существования славилась богатством, а вооружение ее воинов было самым тяжелым и наиболее приближенным к "рыцарскому" на всей территории Руси. Потому-то, видимо, художник и "снарядил" богатыря подобным образом (былинный образ Добрыни Никитича максимально приближен к западноевропейскому идеалу рыцаря без страха и упрека).
А вот конь Добрыни явно уступает размерами Илюшиному. Думаю, здесь играет роль распределение богатырей по силе: Илья Муромец превосходит Добрыню в физической мощи (это прекрасно видно на картине), и конь ему нужен соответствующий.
Статья получилась немаленькой, и я решил разбить ее на две части. Спасибо!