О фильмах-экспериментах
Здравствуйте. Посмотрел я на днях новый фильм-эксперимент Жан-Люка Годара "Слова и образы" (другое название "Книга образов"). Этот фильм определяют как "медитативное размышление о роли образа и речи в искусстве". После просмотра мне захотелось написать о других фильмах, в которых привычные шаблоны и каноны ломались авторами.
"Андалузский пес"
Режиссер Луис Бунюэль
Гениальный Бунюэль вместе с истово творческим Сальвадором Дали выпустили фильм, главным принципом которого был запрет на любые идеи или образы с рациональным объяснением. Именно поэтому мужчина и тащит два рояля с мертвыми ослами к девушке, до которой только что домогался. Логика? Не, не слышали.
"Человек с киноаппаратом"
Режиссер Дзига Вертов
Этот документальный фильм вышел в 1929 году. Уже тогда Дзига Вертов и его соратник Михаил Кауфман задумались о возможностях киноязыка. Задумались и в качестве эксперимента выпустили документальный фильм о жизни большого города. Искусство монтажа там было отточено до максимума. С тех пор прошло 90 лет, а "Человека с киноаппаратом" до сих пор многие авторитетные издания называют лучшим документальным фильмом всех времен.
Антифильмы
Режиссер Энди Уорхол
Если Вертов и Ко старались постичь глубину киноязыка, экспериментируя с камерами, монтажом и светом, то Энди Уорхол отправился по пути минимализма. Любитель перфомансов и эксцентрики выпустил множество видеозарисовок, которые, как правило, не имели никакого сценария. Ленты "Спи" и "Эмпайр" стали из них самыми известными. В первом Уорхол на протяжении пяти часов снимал своего спящего любовника. Во втором - восемь часов жизни небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг. Никакого монтажа или движения камеры. Просто погружение в тему. На премьерном показе "Спи" было девять зрителей. Тогда народ этого не оценил, зато сейчас мы все дружно залипаем на тайм-лапс.
"Психо"
Режиссер Гас Ван Сент
Вообще сложно назвать этот фильм вансентовским. Почему? Потому что он переснял по сценам одноименную ленту Альфреда нашего Хичкока. То есть скопировал почти слово в слово. Только цвет добавил и где-то ракурс поменял. Зачем он это сделал? Затем, что к 1998 году он уже заработал себе имя и мог творить, что ему вздумается. А сравнить результат с оригиналом можно по этому ролику:
"Джерри"
Режиссер Гас Ван Сент
Гас Ван Сент сжег сценарий перед первым днем съемок и сказал Кейси Аффлеку и Мэтту Дэймону: "Импровизируйте, ребят!". Так что все диалоги фильма - чистая импровизация актеров.
"Твин Пикс"
Режиссер Дэвид Линч
Вообще у Линча каждый второй фильм можно называть экспериментом, ибо он великий и ужасный. Но то, что он творит в "Твин Пикс" - это просто красота в квадрате. Причем, что в начале 90-х, что пару лет назад. Кстати, после того, как боссы Showtime ознакомились с восторгами по поводу третьего сезона, программный директор канала Гари Левин написал следующее: «Я не знаю, насколько скоро он захочет снять продолжение. Дверь всегда открыта для Марка Фроста и Дэвида Линча и для их “Твин Пикса” — и вообще всего, о чем они захотят рассказать». Браво, маэстро!
"Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии"
Режиссер Рой Андерссон
Шведский кинематографист в 2014 году выпустил черную комедию, в которой пренебрег большим количеством обязательных для кино элементов. Например, камера весь фильм статична, сквозного сюжета нет, актеры почти не двигаются. И все равно - "Золотой лев" Венецианского фестиваля.
"Патерсон"
Режиссер Джим Джармуш
В основе любого произведения искусства лежит конфликт, какое-то нарушение общепринятой системы ценностей. В 2017 году Джармуш выпустил фильм, в котором конфликта как такового нет. И все равно невозможно оторваться.
"Атмосфера"
Режиссер Андерс Веберг
Еще один швед, кстати. Он в 2016 году выпустил трейлер к своему фильму "Атмосфера". Все бы ничего, вот только трейлер этот длится 7 (!) часов. А сам фильм выйдет в следующем году. Заявленный хронометраж - 720 часов. Так что если я вдруг пропаду на месяц, это значит, что я решил "Атмосферу" посмотреть. А если у кого-то есть семь свободных часов на трейлер - пожалуйста. Мой любимый момент между третьим и пятым часом:
Манифест "Догма 95"
Вечером 1995-го года в Копенгагене режиссеры Ларс фон Триер и Томас Винтерберг запротоколировали "догмы", по которым нужно снимать кино. Они же стали пионерами в этом направлении: Винтерберг выпустил прекрасное во всех отношениях "Торжество", который собрал сливки в Каннах и Роттердаме. Фон Триер же шокировал общественность "Идиотами".
Конечно, это далеко не все эксперименты, которые кинорежиссеры ставили в своих работах и опробовали на зрителях. Были дадаисты, которые воспевали бессвязность и алогизм. Их последователи старались снимать кино без актеров и сюжета. А сюрреалисты шли еще дальше, отказываясь от изображения реального мира с его правилами и законами. В этой заметке я перечислил те картины, что больше всего впечатлили меня.
Если подпишетесь на мой канал, поставите лайк или оставите комментарий, буду вам очень благодарен.