Я тогда уже начал работать 3-м штурманом. На судне у нас был кадет по имени Стасик. Он был блатной. Его Отец-человек и пароход ,трудился в этой же компании, но стармехом. Не секрет ,что "природа отдыхает на детях знаменитостей".
На вахте третьего всегда собиралась куча народа. Травили байки, истории, учили друг друга "бизнесу", заключали сделки и контракты на покупку старых машин, холодильников, покрышек и все того, на чем этот бизнес расцветал в те времена.
Как-то в рубке его спросили:
-Стасик зачем ты пошёл в штурмана, у тебя же "крутой" папа стармех?
Народ стоит и ржёт заранее, думает, что же Стасик ответит.
-Отец мне сказал, что в механики идти - там,думать надо. "Иди,сынок, в штурмана!”
Мы там как стояли, так и попадали на месте.
Судно было очень старое, все оборудование со времён царя-гороха и переключалось кучей кнопок, тумблеров и переключателей. Не то, что сейчас: одной кнопкой можно перейти с ручного управления на автопилот.
Дело было вечером на моей вахте, ближе к полуночи. Судно шло с лоцманом по каким-то финским озёрам, шхерам с кучей шлюзов и каналов. Стасик стоял у меня на руле. Место было закрытое, озеро сужалось.Время было уже почти 0:00, и я потирал руки перед сменой вахты второму штурману.
Лоцман попросил перейти на ручное управление с автопилота, как обычно, за вахту это происходит множество раз. Стасик неожиданно подпрыгнул и сделал какой-то кульбит с переключением кучи кнопок одновременно. Встал на руль. Через какое-то время я слышу его писклявый голос, что судно не управляется. Он положил руль на борт, а аксиометр руля показывает «руль прямо». Ну, что делать? Я ору по трансляции: "Боцман, бегом на якорь!" Сам даю полный назад двумя насадками сразу. Судно начинает подпрыгивать и вибрировать как трактор, вставая на дыбы. Прибежал второй помощник, прибежал Глущ, он даже не успел надеть свою вставную челюсть и только шамкал, хлопая глазами и ушами.
Судно остановилось, руль отработал, это аксиометр барахлил, а я узнал от Мастера-Глуща и лоцмана, что родился в рубашке. Кстати, якорь так и не пришлось отдавать. Справились без него. Глущ меня после этого зауважал ещё больше, так как я не растерялся и спас судно от аварии, а экипаж и капитана от геморра со всеми вытекающими. Раньше в "совке" за это штурманам резали талоны и потом можно легко было надолго остаться без работы в море.
P.S. Стасик на руле больше не стоял и никогда не трогал переключатели.