В прошлой части мы разобрали вооружение Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Сегодня поговорим о третьем богатыре на картине.
Алеша Попович.
Третий богатырь на картине Васнецова, Алеша Попович - куда более сложный и противоречивый персонаж. Помимо силы и удали, ему присущи также хитрость и коварство, а в некоторых былинах он выступает в качестве отрицательного персонажа. По сути, Алеша Попович - типичный трикстер русского былинного эпоса. Не удивительно, что его образ на картине сильно отличается от двух других богатырей.
Основное оружие Алеши - лук (скорее всего татарский) и стрелы. Также хорошо видна рукоять сабли. Но наибольший интерес вызывают его доспехи: шишак (очень похож на турецкий) со стрелкой - наносником и калантарь. Подобные доспехи появились на Руси лишь во второй половине XV века и активно использовались уже после введения поместной реформы.
Вооружение Алеши нетипично даже для "детей боярских", и скорее всего, служит отсылкой к "служилым татарам" великого Московского княжества. Являясь иррегулярными войсками и не подчиняясь напрямую Московским государям, они вносили существенный вклад в обороноспособность, но не имели особого доверия.
Более того, после нападения на Русь крымского хана Мухаммед-Гирея в 1530 году (тогда служилые татары не выполнили свои прямые обязанности по охране границы) была введена практика нахождения при каждом предводителе служилого татарского отряда двух русских приставов, обладающих по отношению к нему всей полнотой власти. В былинах же часто отмечается, как другие богатыри порицали Алешу Поповича и пытались наставлять его. Если моя теория верна, то на картине Виктора Михайловича Илья и Добрыня не только охраняют Русь от врагов, но еще и приглядывают за хитрым Алешей, дабы он чего не натворил.
Сравнивая богатырей, нужно отметить, что вооружение Добрыни Никитича и Алеши Поповича относятся к более позднему периоду. По моему мнению, этот факт связан с разделением былинных богатырей на "старших" и "младших". Добрыня Никитич и Алеша Попович считались "младшими" богатырями, Илья Муромец же, получивший часть силы Святогора (самого сильного из "старших"), является связующим звеном "старших" и "младших" богатырей. Потому-то его вооружение - самое "древнее" из трёх представленных на картине.
При всех различиях в вооружении героев, одно является общим: короткие стремена. Как видите, все богатыри сидят в седле согнув ноги в коленях. Подобная посадка (отличная от западноевропейской) была характерна для русской конницы любого из упомянутых мной выше периодов истории.
В рамках этих двух статей (изначально планировал уместить все в одну, но даже в двух всех деталей не осветишь) я постарался подробно рассказать о вооружении «Богатырей» Васнецова. Многое из указанного является моим личным (хоть и основанным на фактах) мнением, но одно очевидно: Виктор Михайлович прекрасно разбирался не только в русских былинах, но и в тонкостях вооружения воинов разных эпох. Отдадим же дань уважения одному из величайших русских художников!