Найти в Дзене
Газета Солидарность

Отцы и дети. Поколенческие черты

Оглавление

Во все века существовал главный социальный конфликт - отцов и детей. А как иначе? У одних - задор, у других - опыт. Одни - о старте, другие - о финише... Непримиримые противоречия. Тем интереснее их исследовать.

На рынке труда сейчас аж пять поколений: от родившихся в 1940-е до миллениалов. Как они отличаются в карьерных приоритетах и лояльности компании? В подходах к общению? В прочих жизненных делах? Обратимся к социологическому исследованию от компании Deloitte.

Приоритеты поколений в выборе места работы:

Послевоенное поколение
(родившиеся с 1943 по 1963)

- медицинская страховка
- уважение руководства к работнику
- уровень оплаты труда

Поколение Х
(1963 - 1984)

- уровень оплаты труда
- безопасные условия труда
- психологический комфорт на рабочем месте

Поколение Y
(1985 - 1999)

- уровень оплаты труда
- психологический комфорт
- удовольствие от работы

Поколение Z
(после 2000)

- уровень оплаты труда
- удовольствие от работы
- безопасные условия труда

СТИМУЛЫ К ТРУДУ

Каждого в той или иной мере мотивирует к работе либо размер зарплаты, либо соцпакет, а кого-то - карьера и общественное признание. Возраст ли сказывается или опыт, но послевоенное поколение, беби-бумеры, при выборе места работы считает самым важным пряником медицинское страхование. И наоборот: молодежь, полная сил и энтузиазма, стремится прежде всего зарабатывать и получать удовольствие от работы.

Отличаются поколения и разной лояльностью к компании, рабочему месту и занимаемой должности. Так, беби-бумеры готовы трудиться на одном месте в среднем не меньше 8 лет. Поколение X считает, что и 7 лет достаточно. Поколение Y готово сохранять лояльность 5 лет. А самые молодые - поколение Z - только 3 года: мир огромен, надо попробовать как можно больше. Эти различия работодатели должны учитывать, чтобы привлекать и удерживать таланты из разных поколений. Задачка не из легких!

Но поколения различаются не только мотивацией к труду.

ОБЩЕНИЕ

Многие из старшего поколения баловались новыми технологиями в сфере коммуникации, но эти “игрушки” так и не стали для них родными. Молодые же с этим выросли. Различаются и их предпочтения в способах связи.

У беби-бумеров 40% общения - это привычное личное общение: совещания, дискуссии, беседы. 35% общения - по электронной почте. А на телефонные разговоры приходится только 13%.

Поколение Х начитает экономить на личном общении, оставляя ему 34% времени, а общение по электронной почте догоняет личное (34%). А телефон - столько же, сколько и у старших: 13%.

У поколения Y первым делом идет электронная почта (33%), личное общение - уже только 31%, а 12% - общение в чатах.

Поколение Z, родившееся “из интернета”, 31% общения осуществляет в чатах, 26% - лично и 16% - по электронной почте. Миллениалы не помнят времени, когда интернета не было, половина из них тратят на него 10 часов в день, а 70% смотрят YouTube не меньше двух часов в день.

ОБРАЗОВАНИЕ И БЫТ

Поколениям Y и Z получить образование сложнее. Общий уровень образования растет, но достается это дорогой ценой: стоимость его между 2007 и 2017 годами выросла на 65%, что привело только в США к рекордным 1,5 трлн долларов долгов по студенческим кредитам. Это серьезно ограничивает возможности молодого человека сразу же по окончании учебного заведения заводить семью.

Другие расходы тоже растут, что становится проблемой для работников всех поколений. Так, 40% работников США с низкими трудовыми доходами в 2017 году имели меньше возможностей копить, чем десятилетием раньше. И приходится откладывать такие ключевые этапы жизни, как женитьба, рождение детей, покупка жилья. Еще несколько десятилетий назад кто бы мог представить, что дети для семьи станут роскошью? Но в 2018 году средний человек в возрасте до 35 лет имел на 34% меньше сбережений, чем в 1990-х. Средняя пара вступает в брак теперь на 8 лет позже, чем в 1965 году. А количество американцев в возрасте 24 - 32 лет, имеющих собственный дом, сократилось с 2005 года на 9%. И такая картина повсеместна.

*   *   *

Ну, и общее сравнение двух молодых поколений. Если поколение Y выросло во время экономического бума, склонно к идеализму и сосредоточено на получении опыта, то поколение Z выросло во время рецессии, склонно к прагматизму и экономии. И маленькая деталь: поколение Y предпочитает Facebook, а поколение Z - Snapchat, но и те, и другие пользуются Instagram.

Вот такие разные и такие одинаковые поколения.

Доктор экономических наук Александр Сафонов