Найти в Дзене
Помни войну!

Почему советских солдат хоронили босыми и раздетыми.

Казалось бы в чём боец погиб, в том и похоронили. На самом деле - нет.

До тех пор пока Красная Армия отступала, вопрос в чём хоронить погибших красноармейцев и офицеров не был слишком значимым. По мере того как поле боя оставалось за Красной Армией, сбор вещей с погибших стал актуальным.

Кто занимался этой работой.

Штатных похоронных команд не было. Как правило они формировалась из военнослужащих тыловых частей. 5-10 человек во главе с сержантом или старшиной, плюс 1-2 повозки. Иногда для помощи привлекались санитары.

Суть работы.

Работа и вправду специфическая - снимать с погибших обмундирование, собирать документы и заниматься захоронением. 22 марта 1942 г. Главным интендантом Красной Армии была утверждена "Инструкция о сборе, ремонте и использовании предметов обмундирования, обуви и снаряжения убитых бойцов". Инструкция прямо предписывала снимать с убитых бойцов всё кроме белья: шинели, штаны, обувь и т.д

Собранные с убитых вещи отправлялись на армейские склады. Там они стирались, ремонтировались, дезинфицировались и шли на снабжение действующей армии.

Если нужда припрёт.

При невозможности снять вещь с убитого в целом виде, её разрезали прямо на нём. Шинель распускалась по спине. Гимнастёрку разрезали спереди, от окончания разреза планки, до низа. Шаровары распарывали по боковым швам.

При невозможности снять сапог целиком, разрезали задний ремень.
При невозможности снять сапог целиком, разрезали задний ремень.

Солдаты отдельно, офицеры отдельно.

Постепенно, положение Советского Союза улучшалось и потребность снимать с убитых всё кроме рубахи и кальсон отпала. 14 февраля 1944 г. был подписан приказ наркома обороны СССР о введение в действие "Наставления по учёту личного состава Красной Армии". Теперь предписывалось погибших хоронили не в белье, а в форме. Погребение офицеров производилось в гимнастерке, брюках, нательном белье и обуви. Сержантов и рядовых хоронили в том же, за исключением обуви. Сапоги и валенки с них по прежнему снимали.

"Излишним убыткам...."  - вот что значит тотальная война.
"Излишним убыткам...." - вот что значит тотальная война.

Если военнослужащий умирал в госпитале, то хоронили его без штатной обуви в любом случае. И солдат, и офицеров в госпитальных туфлях.

а)лиц офицерского состава - в поступивших с ними гимнастерке, брюках, нательном белье, а также в госпитальных носках, туфлях и простыне, которая находилась в пользовании умершего.
В том случае, если всех перечисленных предметов при умершем не окажется, недостающие предметы выдаются из фонда госпиталя;
б) лиц сержантского и рядового состав - в поступивших с ними гимнастерке, брюках, нательном белье, а также в носках и госпитальных туфлях.
Индивидуальные могилы были большой роскошью.
Индивидуальные могилы были большой роскошью.

Раздевали погибших всегда?

Конечно нет. Во-первых, похоронное дело вообще в Красной Армии было поставлено плохо. Ушедшие вперёд части, зачастую оставляли своих погибших прямо на поле боя. Хоронить приходилось тыловикам других частей или местному населению. Энтузиазма и старательности это естественно не вызывало. Одно дело всей деревней похоронить лётчика или танковый экипаж. Совсем другое собирать по всей округе начинающие разлагаться трупы. Естественно складывали в могилы как есть.

Имеют место позорные случаи массового оставления на поле боя не погребенных трупов. Так, в районе действия 24 СД на поле боя оставлено не погребенными 179 трупов своих бойцов и офицеров, из которых установить личность по изъятым документам удалось только у 8. В 1016 СП захоронения произведены настолько плохо, что из 141 погибшего 97 захоронены как неопознанные.
Из приказа По 57 армии РККА.

Сбор погибших местным населением.
Сбор погибших местным населением.

Во-вторых, если погибших хоронили их же товарищи, то взять могли только ценное. Помните знаменитые стихи -

Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память
сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.
Ион Лазаревич Деген.

Почитать больше.

Владимир Богомолов, автор романа "Момент истины" (" В августе 44-го"), некоторое время служил в похоронной команде. Роман "Жизнь моя, иль ты приснилась мне...". Душераздирающие подробности работы "погребальщиков", обязательное чтение для тех кто считает, что война это не страшно.

Стоял тяжелый, нестерпимый, тошнотный, тлетворный смрад разлагавшейся смерти. Гнилостные изменения у некоторых тел были столь выражены, что при попытке их повернуть отваливались конечности, при снятии одежды мягкие ткани легко отставали от костей, обнажая скелет. Солдаты-похоронщики, стараясь не дышать носом, собирают из-под кустов, из окопных проемов, ям и щелей лохмотья одежды, части тел и складывают их в мешки