Найти тему
ПроХристианство

А зачем мне на исповедь? У меня грехов нет!

Часто люди, не имеющие представления о Православии, удивляются, услышав, что собеседник мало того, что ходит в церковь каждое воскресенье (и принимает хлеб и вино с одной ложки со всеми, какой ужас!), так еще зачем-то рассказывает священнику свои грехи. "Какие же у тебя грехи?", - порою насмешливо спрашивает такой человек. Или пожимает плечами: "У меня нет грехов!".

Так ли это? Может быть, правы те, кто говорит, что дело в неуверенности в себе, а человек уверенный и любящий себя всегда собой доволен? Или те, кто уверяет, что это просто психологический прием - всем нам нужна некая "разгрузка"?

Скажем так: да, есть те, кто ходит к священнику просто поговорить, как с психологом. Иногда это допустимо, особенно если речь о духовничестве, а иногда и о дружбе. Но только в совокупности с главным назначением исповеди - с покаянием, или "метанойей", что с греческого переводится как "изменение ума".

Православный взгляд таков: безгрешных нет. Все мы поражены этой болезнью, и излечивает нас только Господь. Любой из нас периодически ленится, раздражается, слишком много кушает, ну а если давно уже стал аскетом и излучает добро, так точно в тайне гордится своими успехами. Все мы иногда привираем, таскаем с работы ручки, симулируем болезнь, чтобы не ехать на работу после бурного праздника, обращаем внимание на противоположный пол (даже будучи в браке) и т.д. Мы - люди, стоит отнестись к этому с пониманием.

Но - важная мысль. Понять это и принять тот факт, что ты не безгрешен - не значит разрешить себе грешить. Нужно задавать высокую планку и ориентироваться на нее, а не на ту, что едва подняли от пола и сказали, что мы все хиленькие, глупенькие простолюди, которым можно все, ведь они ничем не отличаются от зверушек. И тогда можно будет прийти к более-менее правильному пониманию греха: с одной стороны, да, все мы поражены грехами, и не нужно унывать. С другой - нужно бороться. Пусть даже это один из тех грехов, которые теоретически почти невозможно побороть за всю жизнь (например, лень или раздражение хоть иногда, но будут овладевать вами). Все равно - вот сейчас я не пошел на поводу у греха, вот и хорошо. И такими маленькими шагами идти к тому самому изменению ума.

Нужно понимать, что грех - не право, а слабость. И да, мы бываем слабыми, иногда мы можем устать, упасть, но должны воспринимать это не как право, а именно как падение - пусть и небольшое. Вставать и снова пытаться, ориентируясь все же не на худшие примеры, которые учат ничегонеделанию, а на лучшие - святых и Самого Христа.