Даже сейчас, в эпоху всеобщей информатизации и фотошопа, мы испытываем безграничное доверие к фотографиям. Прекрасно понимая, что любое фото можно подделать, мы, тем не менее, сразу же отгоняем эту мысль.
Именно свойство объективности, «честности» фотографии долгое время использовалась сторонниками спиритизма, в начале 20-го века. Спиритизм тогда был достаточно модным, можно было поумничать в компании и поговорить о новой энергии, о призраках и духах, об «астральной функции», о неизвестной духовной субстанции, заложенной в человеке. Но если раньше у образованного человека, это частенько вызывало лишь улыбку, то с появлением фотографий с призраками, появились, казалось бы, железные доказательства.
Как пафосно тогда писали в газетах: «Вопрос призраков» пока только прошел свою начальную стадию и сделаны лишь первый попытки документально, при помощи фотографии, зарегистрировать непонятные, странные явления. Все это подогревало интерес к спиритизму, и соответственно нашлось множество дельцов, желающих нагреть на этом руки.
Вместе с тем, рассматривая немногие дошедшие до нас «фото с призраками», можно заметить, что они не выдерживают даже самой мягкой критики. Сегодня, когда процесс фотографирования ассоциируется у многих лишь с иконкой камеры на смартфоне, большинство и слыхом не слыхивали о таком приеме, как «двойная экспозиция», который позволяет совмещать несколько кадров в одну композицию. На заре фотографии, обывателю было вообще мало что известно об этом.
Впервые «фантомы» на фото были получены вообще случайно – первые фото в связи с особенностями химпроцессов делались с длительной выдержкой. Если во время экспозиции, кто-либо появлялся перед объективом, то он оставался на фото в виде «призрака».
Типичный известный пример - портрет принца Артура, снятый в 1854 году, где случайным «призраком» является фигура горничной принца, которая попала в кадр, волнуясь, как бы маленький принц не упал с пьедестала, на котором он позирует.
Популярность подобных фото была весьма велика, чем частенько пользовались газеты и журналы, чтобы поднять тираж, а также медиумы, для доказательств своих способностей.
Исследование подобных фотографий производилось многократно. И всегда, нравится нам или нет, появление на фотографии призрака, было связано либо с дефектом фотопластины (пленки), либо случайным появлением людей, при длительной выдержке, либо с обычной, намеренной подделкой с различными, (как правило, корыстными), целями.
А вы как думаете?