Найти в Дзене

Генеалогия дачников: как искать?

«В Зеленогорске нет ни одного коренного жителя» — рассказывает краевед Елена Травина. В прошлый раз мы говорили о том, как проходило исследование Курортного района Петербурга.

Надеюсь, многие намотали эту информацию на ус и вдохновились на исследование своего региона. Сегодня же Елена расскажет, как складывалась судьба жителей Зеленогорска и где можно поискать информацию о них.

— До революции в Терийоках жило достаточно большое количество русского населения — не дачники, а в первую очередь купцы, которые там торговали. Для них оказалось выгоднее принять подданство Великого княжества Финляндского, так как тогда было проще торговать на территории Финляндии.

Круглый год здесь жили и мелкие представители торговли, они в основном специализировались на продуктах питания и текстиле для местного населения и дачников. Например, в Терийоках проживала большая татарская община, семья Имадидиновых, которые торговали тканями, мехами и другими восточными штучками. Существовали здесь также ремонты велосипедов, автомобилей.

Здесь и ниже фотографии с сайта terijoki.spb.ru
Здесь и ниже фотографии с сайта terijoki.spb.ru

В сезон в Терийоках проживало 50 тысяч человек при постоянном населении примерно 3,5 тысячи. Их обслуживало минимум 20 разных «сезонных» докторов (были, правда, и те, кто жил здесь на протяжении всего года). Они проводили приём прямо у себя на дачах. Бюллетень с фамилиями врачей публиковался в местных газетах.

Отдельного внимания заслуживают большие садоводства, пользовавшиеся популярностью у приезжих: при дачах разбивали сады, и в них нужно было что-то выращивать – дачники не тащили с собой рассаду, как наши бабушки, на 6 соток. Они просто шли в садоводство Борисово и им выдавали целую телегу какой-то рассады, кустов, цветочков, которую они затем сажали у себя на участке. Для детей местных жителей существовали две школы Министерства народного просвещения (государственные, значит).

-3

Было здесь и 7-классное реальное училище (среднее учебное заведение без преподавания древних языков, с преобладанием в учебном плане математики и естественных наук), после которого, проучившись еще один класс, можно поступать в технические ВУЗы, т.е. стать инженером путей сообщения, гражданским инженером, строить корабли и так далее.
В Терийоках оно тоже было государственным. А вот для поступления в университеты и гуманитарные учебные заведения нужно было уехать в Петербург и попасть в гимназию, где обучали древним языкам.

-4

В 1939 году, когда началась Зимняя война (Советско-финская война), финны эвакуировали все население с Карельского перешейка. Получилось, что в 1940 году из коренного населения осталось буквально несколько человек. Мой коллега Евгений Балашов как раз занимался поиском сведений о людях, оказавшихся в поле зрения НКВД, когда те пришли на территорию Карельского перешейка в государственных архивах (в том числе в ЦГА СПб). В первую очередь это пациенты сумасшедшего дома, который не удалось вывезти почему-то, хотя финны вывозили абсолютно всех.

Оставались и по другим причинам: эвакуация шла довольно быстро, кто-то пошел на охоту, вернулся – а там уже русские; кто-то из бывших русских остался специально, считая, что лучше находиться на своей территории, но их тут же арестовывали, допрашивали, вербовали. Коренного населения осталось очень мало. Большинство в результате перебрались в Ленинград, кто-то из них умер в Блокаду.

-5

Поэтому сейчас тех, кто мог бы сказать, что они родились в самом Зеленогорске – нет ни одного человека. Все люди, которые родились в Терийоках, находятся на территории Финляндии, и у них там, например, каждый август проводится большой слет всех местностей Финляндии, они собираются в национальных костюмах с табличками на Сенатской площади.

Один раз я попала на такое мероприятие и с диким удивлением увидела пожилую даму в красивом национальном наряде с табличкой «Терийоки». У них до сих пор существует общество жителей Терийок, они поддерживают друг друга. Мы на них вышли, и теперь мы большие друзья с этими достаточно пожилыми людьми. Они нам очень помогают по фамилиям, воспоминаниям, каким-то сведениям.

-6

Сами-то они маленькие были, а по воспоминаниям родителей – да. Так что коренные жители остались только там. Однако растет число людей, которые ищут здесь своих предков. По моим личным ощущениям раз в неделю кто-то обращается на наш сайт, чтобы уточнить либо информацию о своих предках, либо о даче, либо что-то такое узнать.

Дело в том, что мы переписали все приходские книги всех церквей Куоккала, Терийоки и Киломяк, и они у нас вывешены. Некоторая послереволюционная информация хранится в архиве Ленинградской области в Выборге.

-7

▶️ Часть церковных документов вывезены в Финляндию, они оцифрованы и хранятся в Национальном архиве в Хельсинки. Причем документы до 1913 года доступны для просмотра из дома (если, конечно, вы знаете, к какому приходу относится человек). Для остального надо ехать в архив.

▶️ Также в Хельсинки существует большой фонд паспортной комиссии, поскольку все люди, которые пересекали границу, должны были быть зафиксированы на границе. Соответственно, перелопачивая по годам все списки людей, проезжавших Белоостров, на свою фамилию натолкнуться можно. Другими словами, можно найти тех “дачников”, которые проживали в Терийоки с 1918 по 1940 год.

▶️ Еще часть документов находится в Провинциальном архиве города Миккели. В том числе все карточки владения, то есть если человек знает, где жил предок, то ему достаточно зайти на сайт Терийоки, найти карту межевания с номерами участков, и в Миккели уже послать запрос: «Меня интересует участок номер такой-то». Здесь либо надо лично ехать в архив, либо отправлять запрос в архив по почте на платной основе.

FPWL: Вот мы и закончили с частью генеалогической, в следующий раз поговорим о том, как сохранять дачи и где на них можно полюбоваться!

(с) автор Мария Тычинина для проекта @from_past_with_love, июль 2019