Сегодняшние родители школьников нередко обращаются в библиотеку за учебниками советского периода по русскому языку, математике, литературе, мотивируя это тем, что в учебниках того периода в доступной форме объяснены правила, термины, даны хорошие задания на закрепление материала. Само собой, сегодня учебники 70-х, 80-х, начала 90-х годов не найти в библиотеках, они становятся настоящим раритетом.
В моей личной библиотеке сохранился учебник родной литературы за 4 класс 1988 года выпуска. Составители М. Пушкарёва, М. Снежневская, Т. Зепалова. Издание утверждено Министерством просвещения РСФСР. В то время учебная литература выдавалась в школьной библиотеке на учебный год, по окончании – возвращалась. Каждая книга должна была использоваться в течение 5 лет, о чем на титульном листе в обращении к детям говорилось о необходимости бережного и аккуратного обращения с книгой.
Начинается учебник с обязательного атрибута учебной литературы – введения, автор которого самый именитый литератор Советского Союза, автор текста гимна СССР, затем РФ Сергей Владимирович Михалков. Остановлюсь на этом подробнее: введение называется «Книга – наш друг, наш учитель». Стоит сказать, что Михалков умело и убедительно подобрал нужные и правильные слова, чтобы рассказать детям о великой значимости чтения в жизни человека.
«Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.
- Ты читал «Тома Сойера?»
- Нет.
- А «Вия»?
- Нет.
- А «Хижину дяди Тома»?
- Не читал.
- Счастливый, - вздохнул с завистью старший»
Счастье младшего автор видит в будущих встречах с этими незабываемыми героями.
«Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги, без которых я не представляю себе детства. Хорошая, вовремя прочитанная книга, может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».
Наверняка, для современного слуха слова Михалкова звучат наивно, архаично и пафосно. Для сравнения приведу отрывок из обращения «К читателям» учебника «Литература. 5 класс», под редакцией В. Я. Коровиной и др. 2015 года. Обращение взято из книги С. Бэлзы «Человек читающий»:
«Когда человек берёт в руки книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине; такой разговор может быть только между самыми близкими людьми. А герои полюбившихся книг, вызванные к жизни могучим воображением художников, становятся столь же реальными, как личности, существовавшие в действительности. Каждый сам определяет свой «круг чтения», как и круг друзей, подбирает собственную «золотую полку». Но для этого нужна изрядная подготовка.
В плавании по безбрежному морю книг доверяться надлежит надёжным маякам. Прав был русский литературный критик XIX века Виссарион Белинский: читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать. Чтение художественной литературы — своего рода творчество или, по крайней мере, сотворчество. Оно требует навыка и затрат внутренней энергии. Но только творческое чтение доставляет истинное наслаждение, способствует духовному развитию человека».
Сказано верно и обоснованно, хотя немного витиевато. Главное, чтобы современному ребёнку, окончившему начальную школу и переходящему в среднее звено, уроки литературы не казались смертной скукой, а доставляли, согласно словам С. Бэлзы, «истинное наслаждение», а прочитанные книги, согласно высказыванию Михалкова, «становились путеводной звездой».