Найти тему
Михаил Мороз

Надо исцеляться.

«Кто искренне думает, что высшие и отдаленные цели человеку нужны так же мало, как корове, тому остается кушать, спать или, когда надоест, разбежаться и хватить лбом об угол сундука». А. П. Чехов

Наталкиваясь на ТВ и в Интернете на высказывания нашей либеральной интеллигенции, сталкиваюсь с воинствующим мещанством их сознания, с растительной убогостью их дремучих откровений. Потом долго не исчезает ощущение, что изрядно замарался.

Для того чтобы очиститься собственной душе и сознанию, перечитываю (для исцеления) Чехова. Значимость его как русского целителя в том, что он истово работал над выветриванием из сознания людей мещанского духа. Писатель исподволь, не прямо, не в лоб заставлял человека думать, страдать и жить осмысленной, не пустой жизнью. Он, может быть, один из тех русских писателей, который был верен пушкинскому символу веры: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Чтобы ни прочитывал вдумчивый читатель у Чехова, перед ним всегда маячил вопрос: «Быть человеком или быть сытым человеком?» С сытым человеком, мне думается, все ясно: он прост, как инфузория. А что значит «быть человеком»? Это, по Чехову, иметь некую Высшую идею, наделяющую смыслом не только человеческое существование вообще, но каждый поступок человека, каждое его душевное движение. Более конкретно и прямолинейно скажу: человек должен быть наделен достоинством. Не гордостью, а именно (повторюсь) достоинством. Чтобы мысли, страдания были нацелены на совершенствование духа, чтобы можно было творить, созидать…

Однажды в одном из писем А.С.Суворину, своему издателю, А.П.Чехов с болью посетовал: «Кто искренне думает, что высшие и отдаленные цели человеку нужны так же мало, как корове, тому остается кушать, спать или, когда надоест, разбежаться и хватить лбом об угол сундука».

Нынешние буржуазные ценности зовут нас к покою, сытости, семье, достатку. Конечно, всё это надо человеку. Но все названное, оторванное от Высшего смысла, не может оградить человека (простите за библейское слово) от обмирщения, мелочности, духовной нищеты и пошлости. Всё это с горькой усмешкой, любя и сострадая, замечал в человеке Чехов и ненавязчиво просил его, человека, быть лучше, умнее, добрее, искреннее. Поэтому он и его произведения нам нужны как нечто целительное, без чего русская душа не выживет, а упокоится вечным сном.

Когда материальный достаток становится высшей ценностью и целью, жить становится не для чего.

Помните доктора Старцева из рассказа «Ионыч»? Вместо поиска справедливости и Высшего смысла пустился доктор на поиски достатка. И превратился в сытого, ожиревшего, тяжело дышащего Ионыча. И когда его кучер Пантелеймон, такой же «пухлый и красный, с мясистым затылком… сидит на козлах…и кричит встречным «Прррава держи!», я вижу современного управителя буржуазной жизнью и моралью.

А не слишком ли мы зашли «вправо»? То есть в мир «истуканов», проповедников и соискателей буржуазной сытости и достатка?

В одном из писем Чехов горько вздохнул о человеческом бытии: «Хорош Божий свет. Одно только нехорошо: мы».

Надо исцеляться…