Стрит-арт в чистом виде – история нелегальная. Изначально он вырос из граффити, а затем стал отдельным видом искусства. Такое разделение породило конфликт между граффитистами и стритрайтерами, который является борьбой за некую «трушность». Это противостояние само по себе уличный диалог: художник помещает свой знак, символ на стену, помечая территорию, и дает остальным понять, что место уже занято. Зачастую на улице можно увидеть «грязную игру», когда художники перекрывают работы друг друга, захватывая территорию.
Уличное искусство может существовать полноценно только на улице. Но, к сожалению, стрит-арт недолговечен в силу погодных условий, естественного износа поверхности, на которой была выполнена работа, порчи ее людьми, другими художниками, коммунальными службами и т.д.
Стрит-арт – это прямое взаимодействие с улицей, синтез места и автора, переосмысление объектов городской среды. Художник является проводником, посредником между городским пространством и жителем, который помогает переосмыслить привычное.
Эта история имеет отклик, потому что она живая. Фестиваль «Место» проводился в этом году в третий раз и за 3 года не было сильно негативной реакции. Изначально эскизы и локации не согласовывались с администрацией: организаторы напрямую договаривались с жителями дома, на стенах которого планировалось выполнять работу.
Город поддерживает новое для него явление. Многие были не в теме уличного искусства, но, несмотря на это, прохожие вступают в прямой диалог с участниками фестиваля.
Они не всегда понимают, что, зачем и как, но в течение фестиваля есть образовательные программы, лекции, артист-токи, выставки, экскурсии, где люди могут узнать о фестивале и пообщаться с художниками. Вся программа абсолютно бесплатна для горожан.
Экскурсия Никиты Nomerz была финальным, сильным показателем: пришло около 150-170 человек - сложно подсчитать. Пришлось разделить пришедших, потому что было невозможно качественно провести лекцию на такое количество людей разом. Такого отклика никто не ожидал, хотя с каждым годом интересующихся становится все больше. Никита обратил внимание слушателей на то, что неподготовленная аудитория более искренняя и честная.
«Люди хотят по чуть-чуть быть причастными к фестивалю, хотят смотреть, слышать, видеть это», - говорит Лида Кузнецова, один из организаторов фестиваля. Кто-то пришел на «Место» в качестве волонтера, а сейчас является его участником.
«Инициатива создания фестиваля «Место» исходила от Никиты. Фестиваль появился благодаря фильму «В открытую», снятого им. Презентацию Никита планировал сделать в родном городе и на показ пригласил многих именитых и известных в России художников и участников. Тогда и было придумано название образовавшемуся фестивалю «Место». Не было четкой организации. Никита нашел стенки, партнеров. Город не понимал, что происходит, не было сильной поддержки и достаточного количества волонтеров. Полностью всем проектом занимался Никита. Город отреагировал на фестиваль только после того, как он прошел»,- рассказывает Лида.
«Мне важнее сделать искреннее высказывание, нежели доказать что-то. Важно работу вписывать в пространство. Это должна быть не просто стенка, на которой что-то «нарисовано», поскольку художник отталкивается от места, в котором работает»,- говорит Никита.
«Наш уровень не хуже зарубежных и не уступает странам, где оно живет десятки лет»,- сказал в заключение художник.