Многим кто интерисуется художественными медиа, - такими как книги, кино и сериалы - известны имена Мэри Сью и Марти Стю. Данными именами обозначают архитипы персонажей наделенных силой, харизмой (как правило без характера), да и вообще они хороши во всём, а если нет то быстро учатся.
Для полноты суждений давайте взглянем на персонажей через призму мультипликации и, вчастности, аниме.
Просто навскидку, как персонажи которые могут показатся Мэри Сью ими не являются:
Супермэн (вселенная DC) - уважаемый мистер Птицесамолет Супермэнович, или Кларк Кент, не смотря на многие обвинения не является Мартином Стю. Как правило это связано с тем что он неуязвим и имеет множество способностей, но нельзя забывать что во вселенной DC полно персонажей готовых составить ему конкуренцию, от Бэтмена в специальном костюме и заканчивая Думсдэем. Герою противники подстать силе (что не мешает иногда обычным преступникам особенно тупить и бросаться на сверхчеловека с голыми руками и палить по нему из пистолетов). Помимо прочего Супермэн не имеет сопротивления к магии. Суть в том что как бы ни был крут Супермэн всегда найдется кто-то круче.
Широэ (Логин Горизонт) - прозвучит натянуто, но одного из протагонистов иссикая "Логин Горизонт" тоже иногда обвиняют в "МартиСтюизме". Связано это с тем что он "всегда побеждает, он неоправданно умный и всегда всех обводит вокруг пальца". Когда я услышал эту точку зрения я, откровенно говоря, слышал крики о помощи совы которая попала в плен к геогрофам-фетишистам. Если позволите Широэ ни одного сражения не выигрывал самостоятельно - его класс и стиль игры построены так что он зависит от других игроков. Да, он может сверхбыстро разработать рабочую схему и тактику, но такова его "особая способность". Он, если позволите мне такое сравнение, как Шерлок Холмс, но несколько глобальнее. Особенно учитывая тот факт что у него появился "Мориарти".
И теперь парочка Мэри Сью/Марти Стю:
Кирито (Sword Art Online) - не знаю как там было в ранобэ, но в том что касается гражданина Кирито в аниме он очень яркий представитель плохого "Марти Стю". По классике - Кирито является одним из сильнейших игроков в SAO и многие хотят видеть его в своей ГИ, он "славный парень" который не откажет в помощи нуждающимся, за два сезона аниме что я посмотрел он проиграл лишь трижды (Хитклифу потому что тот считерил, шпиону "Смеющегося Гроба" (потому что сюжету было необходимо чтобы Асуна спасла его) и Юки в арке "Розарий Матери" (поддался)), его обожают девушки и как многие Марти Стю он изображает из себя "Волка Одиночку". В чём суть - главная проблема Кирито (как и многие Мэри/Марти) в том что он скучный и не обладает какими-то личностными качествами которыми его можно было бы охарактеризовать. Если бы персонажей можно было прописывать как строчку в коде, то у него эта строчка была бы "Не быть мудаком". Если взять второстепенных персонажей, то они прописаны куда лучше: Кляйн, Асуна, Сино (арка GGO), Юки (арка "Розарий Матери")- все они прописаны намного лучше протагониста, но за всё время им уделяется куда меньше времени чем ему. Всем кроме Юки, так как в арке "Розарий Матери" Кирито почти отсутствует и появляется лишь эпизодически, и из-за этого, как по мне, это лучшая арка сериала.
Похожим набором пригрешений владеет протагонист сериала "В другом мире со смартфоном" Тоя. Он лишён личности и абсурдно силён в магии (что часто встречается в произведениях подобного жанра, за редкими исключениями (как например Кадзума из "Богиня благославляет этот прекрасный мир", который является полной противоположностью обоим)).
Ледибаг (Ледибаг и Чёрный Кот) - ну и разбавим статью (она вообще-то не исключительно аниме посвящена) чем-то европейским. Маринетт Дюпейн-Ченг одна из самых популярных Мэри Сью на сегодняшний день. "Чем она Мэри Сью" вы можете спросить? Ну, как бы это сказать, её "сюжетная броня" неимоверно мощная. Протагонистка данного сериала и сильна, и умна и со всеми у неё хорошие отношения (кроме немногочисленных хейтеров) и сериал нам активно провигает мысль что Маринетт всё делает правильно. Вот только нет. Маринетт завистлива, мстительна и не умеет признавать свои собственные ошибки, склонна к импульсивным решениям и относится к своему напарнику так же как я отношусь к грибам - с пренебрежением. Естественно, что бы она не отмочила - ей прощают. Сразу вспоминается комикс:
Стоит сказать что тут ситуация та же что и с SAO - второстепенные персонажи намного интереснее протагониста, в том числе и напарник Ледибаг - Чёрный Кот. Но в отличии от Кирито из SAO у Ледибаг хотя бы есть характер.
Момонга/Айнз Олу Гон - в противовес Кирито он является хорошим примером использования Сью в сюжете. Владыка Айнз обладает множественными качествами присущие Марти Стю - он никогда не проигрывает, имеет верных соратников и способен очаровать или запугать абсолютно любого. НО! Владыка Айнз, хоть является героем своей истории действует больше как антагонист - всё что он делает он делает ради Назарика. В отличии от доброй части "Марти Сью" понятен его личный интерес в том или ином деле которое он затевает, в том числе как "Тёмный рыцарь Момон". В последствии он хоть и остается центральной фигурой, но в разных арках внимание уделяется не ему, а сторонним персонажам: людоящерам, наёмникам которые пришли обчистить Назарик, личному стражнику её величества и т.д.
Так как же использовать Мэри Сью если хочется себе такого персонажа? На самом деле просто - нельзя акцентировать на нём всё внимание. Если вы посмотрите на "Владыку" или "Одинудармужика" то заметите что после вводной информации функция центрального персонажа несколько меняется. Он всё ещё может быть спасителем, или выполнять определенные функции как наставник или "шэф", но при этом он всё ещё является центром или катализатором событий.
Иными словами, мир всё ещё крутится вокруг них (как автор того и хотел), но немного в другом смысле. Опять же возьмем в пример "Владыку":
Поначалу его цели очень приземленные - он хочет освоится в этом новом для него мире и потому становится авантюристом. Определенная беззаботность заканчивается в конце первого сезона, когда Айнз понимает что в этом мире может быть некто могущественный и начинает проявлять осторожность, с трудом вырывая победу в бою с одним из своих слуг. Далее Айнз становится больше наблюдателем, принимая минимальное участие в событиях в болотах людоящеров, войной с криминалитетом королевства, осадой Назарика и т.д.
"Ванпанчмэн" хоть и не является в полной мере Марти Стю (Сайтама скорее имба) так же постепенно меняет свою функцию на роль "последнего средства".
Что я хотел сказать? Персонажи могут быть разными и даже существование Мэри Сью вполне оправдано, но как и с любым другим шаблоном его нужно использовать аккуратно. Как "комика" нельзя пихать куда попало, так и "Мэри Сью/Марти Стю" нельзя делать как остальных героев. Они требуют более аккуратного и продуманного обращения. Почему?
Потому что много сладкого вредно, а "Мэри Сью" это именно сладость, при том немного приторная. Вот и не удивляйтесь что при чтении ваших "шедевров" все плюются на главного героя, если вы просто дали ему совершенную "сюжетную броню".