Добрый день, Друзья! Сегодня хочется поговорить о русской культуре в целом. Предлагаю к прочтению мои тезисы об этой теме.
Особенности – это то, что отличает от другого, делает уникальным все явления. Так и у русской культуры есть свои особенности, составляющие ее национальное своеобразие и определяющие ее мировое значение среди других великих культур человечества. Одной из характерных особенностей русской культуры является её связь с историей русского государства, отсюда высокая адаптивность и выживаемость русской культуры.Она развивалась в противоречивых условиях, а именно в переломные моменты русской истории. Следует упомянуть об истории России, как о факторе, который повлиял на культурные особенности. Русская культура насыщена тысячелетней историей страны. В истории русской культуры и российской цивилизации такие периоды как:
1) Крещение Руси и создание восточными славянами централизованного государства (несмотря на то, что Русь тесно взаимодействовала со Скандинавией, Византией, Западной Европой и Востоком, она не копировала и не подражала особенности культуры этих стран. Она соединяла и усваивала разнородные элементы этих культур, при этом обладая собственным культурным потенциалом, что обеспечило ее органичное вхождение в общеевропейский историко-культурный мир и породило «вселенскость» как характернейшую черту русской культуры);
2) завоевание Руси монголами (были уничтожены все культурные памятники, которые создавались столетиями, происходила культурная изоляция от Европы, постоянные контакты с Ордой способствовали повороту Руси к Востоку);
3)создание Московского царства и утверждение русского самодержавия(Москва стала культурным центром Руси, создав единое независимое государство и положив начало возрождению русской культуры);
4) Смута и кризис российской государственности (малоподвижность в развитии культуры, у страны появилась альтернатива: или по-прежнему идти путем, близким к восточному, или вернуться на европейскую сторону развития. В результате развернулась борьба общественных сил за выбор лучшего пути);
5) религиозный Раскол и начало Петровских реформ (модернизация с ориентацией на европейскую модель, западная культура становится доминирующей для преобразований);
6) осуществление крестьянской реформы (отмена крепостного права) – Россия имела два пути: уйти от корпоративности, коллективизма и приблизится к европейским державам, либо откатываться назад – к традициям Московского царства;
7) русская революция 1905/ 07 - 1917 г. (деформация и раскол общества, разрушение традиционных культурных устоев государства, дворянство и интеллигенция создает всероссийскую культуру);
8) «Великий перелом» 1929 г. и начало советского тоталитаризма(примитивность культуры, единение советского народа, насильственное привнесение культурных ценностей);
9)«Оттепель» - осуществление первых либерально-демократических реформ(демократизация культуры и общества, смягчение тоталитарных черт);
10) Август 1991 г. – крушение тоталитарного режима, начало распада СССР и постсоветской эпохи − сыграли заметную роль, несущую как разрушительные, так и культурно-исторические последствия. Здесь, социокультурное пространство оказывало влияние на формирование культурных особенностей, тем самым характеризуя русскую культуру как дискретную[1] (прерывную). Ю. М. Лотман отмечал, что русская культура характеризуется постоянной сменой периодов[2].
Русской культуре присущи хронические утопизм, мечтательность, фантазийность[3]. Географическое и геополитическое положение России между Европой иАзией даёт её культуре «эффект маятника», связанный с евразийской пограничностью, «вненаходимостью»(не принадлежностью ни к Западу, ни к Востоку), проявляющийся в совмещении противоположных явлений в единство, иначе борьбы и единства противоположностей.Характерной особенностью русской культуры является сопряжение в ней двух «полюсов» - Востока и Запада, но при этом она не является ни культурой Запада, ни культурой Востока. Россия внешне противостоит и Западу, и Востоку; внутренне же она является одновременно и Западом, и Востоком, то разделяя собой две «сверхцивилизации» мира, то соединяя их собою в единое целое.
Для русской культуры характерны: открытость, «всемирная отзывчивость», динамизм, а также такие бинарные оппозиции как - европейское и азиатское, естественное и искусственное, стихийное и организованное, светское и духовное, коллективное и индивидуальное, официальное и оппозиционное.
Русский менталитет является фундаментом русской культуры и тем, что, прежде всего, определяет культуру. Менталитет - это то, что складывается на протяжении длительного времени и определяет своеобразие той или иной нации. Так, составной частью менталитета русской культуры стали образы - пути, реки, лесостепи. Сложное действие оказывал на менталитет русского человека ландшафт его бескрайняя равнина, отличающаяся пустынностью и однообразием, протяженностью и неопределенностью; она рождала чувства покоя, сна, пустынности, одиночества, уныния. Природа стала естественной частью культуры и жизни человека. Поэтому отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», обладает своими «правилами поведения»[4].Их отношения строятся на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития. Культура природы может существовать без человеческой, а человеческая не может.
С древнейших времен в менталитете восточных славян сложился разрыв между внешними условиями существования, грубостью быта и утонченной жизнью духа, внутренней самоуглубленностью, русской «широтой духа». Н.Бердяев писал, что «пейзаж русской души» соответствует пейзажу русской земли, подчеркивая безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широту национально-русского сознания. Культ природы (природный календарь с его ярко выраженной цикличностью, круговоротом; устойчивая семантика аграрных праздников и соответствующих обрядовых форм; почитание Земли как всеобщей Матери и т.п.) был настолько важен для становления и развития менталитета русской культуры[5].
Русская культура сложилась в условиях многонациональности, т.к.в составе России объединено до трехсот народов, как малочисленных, так и больших. Ведь народ является создателем и носителем нравственных и материальных ценностей. Эта особенность проявляется в том, что русская культура послужила тем, что объединила эти народы, став неким мостом между ними. Отсюда вытекает следующая характерная черта русской культуры - ее универсальность, проявляющаяся в том, что русская культура усвоила лучшие стороны всех культур человечества.
Русские люди преисполнены уважения к прошлому, поэтому одной из особенностей является интерес русской культуры к прошлому, культурные достижения которого входят в настоящее. Памятники культуры прошлого и настоящего составляют богатство русской культуры, являются ее национальным достоянием. Культура постоянно обращается к прошлому, анализируя его затем, чтобы сделать будущее лучше.
Русский народ владеет огромными ценностями, следовательно, ими владеет и русская культура. Главным неисчерпаемым источником ее нравственных ценностей является русская литература. Она является надеждой русского народа на нравственное совершенствование, поддерживает нравственную среду. Именно на основе нравственных сил русская культура объединяет различные народы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни.Одной из нравственных категорий, присущих русской культуре, является совесть. Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что русская культура принесла в мировое сознание.
Богатство русского языка обеспечивает богатство мира, созданного русской культурой, т.к. язык является основным средством выражения и сохранения духовно-нравственного своеобразия народа, его ценностей и идеалов. Особенностью русского языка является то, что он формировался на огромной территории, разнообразной как по географическим условиям, так и по природным.Русская литература является выразителем красноречивости и могущественности русского языка, с ней можно заметить все его прекрасные особенности.
Русская культура возникла внешкольного обучения. Противоположное явление было на западе, где между человеком и богом было знание, вокруг которого основывались все события, и оно являлось связующим звеном культуры.
Русская культура обращена к чувствам, а не к разуму, она иррациональна. Все культурные произведения построены на чувственном восприятии, нежели разумном. К примеру, взять искусство -оно имеет некую незавершенность, все время мы должны додумывать, что сказал автор, размышляя о предметах искусства.
Русской культуре присуще стремление к единству, к «соборности», коллективности, всеобщему пониманию –духовности. Отсюда и появляется знаменитая «всемирная отзывчивость» русской культуры[6]. Одной из присущих особенностей русской культуры является ее связь с религиозностью, которая представляет собой отношения человека к Богу, добровольноесоединение индивидов на основе любви к Богу и друг к другу – православие. Можно заметить, что нигде нет такого количества храмов как в русской культуре, что подчеркивает взаимодействие культуры с религией. Некоторые исследователи считают, что религия является первоосновой русской культуры, т.к. благодаря ей духовный мир человека, его мораль, мировоззрение, социальные отношения получили реальное воплощение в жизни. Особенность русской культуры заключается в том, что религиозная (православная) система ценностей дополняет официальную светскую и повседневную культуру[7].
Н.Я. Данилевский считал русскую культуру своеобразной и связывал это с идеей панславизма, означающей, что все славянские государства должна была объединить русская культура во главе с Россией[8].
По мнению Л.Н. Гумилева, русская культура является уникальным образованием, не имеющим аналогов в мировой истории, т.к. на её территории проживают суперэтносы[9].
Как считает Э.С. Кульпин, русская культура особенна тем, что,с одной стороны, она вытекает из противопоставленной традиционной системы ценностей, котораяимееет иную, чем Западная Европа социально-психологическую основу и направленность, скорее дальневосточную (конфуцианскую), а с другой стороны, Россия – этнос, который образовался из соединения различных культурно-хозяйственных регионов, разных типов образа жизни[10]. Отсюда можно сделать вывод о том, что русская культура болеесклона к восточным ценностям, нежели к западным.Восточные ценности отличаются устойчивостью, традиционностью,слиянием с природой; для западных ценностей характерны − динамичность, рациональность, повелевание природой.
Список литературы:
[1] Н.А. Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937).
[2] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 28
[3] Кондаков И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории. М., 2000. С.14
[4] Лихачёв Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006. С. 331
[5] Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. Париж, 1946. С. 185
[6]Лихачёв Д.С.О русской культуре и искусстве. М., 2006. С. 15
[7] Викторов А.Ш. История русской культуры: Курс лекций. М., 1997. С.100
[8] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2000. С. 28
[9]Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1998. С. 35
[10]Кульпин Э.С. Генетические коды цивилизаций. М., 1995. С. 115