Найти тему

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ФИЛАРМОНИИ В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Бочкарев Д.Н.

Меренков А.В.,

Доронина Н.В.

Швец А.В.

Аннотация: в статье приводится описание проектного предложения по реконструкции здания Свердловской государственной академической филармонии, расположенной в историческом центре города Екатеринбурга. Здание Свердловской филармонии было построено в 1915 году как деловой клуб для купцов и ремесленников города. В 1926 году здание было перепрофилировано в клуб для инженеров и работников народного хозяйства. Смена политического строя ярко выражена в архитектуре здания: внешне здание выдержано в стиле модерн, который был популярен в начале XX века, а интерьер богат элементами эпохи социализма, что проявлено в росписях с изображением герба Советского Союза и картинами из жизни рабочих и колхозников. В 1936 году Свердловский облисполком постановил создать и разместить в здании филармонию.

Здание филармонии соседствует с историческими постройками, имеющими всероссийскую и областную культурную ценность. Особую значимость представляет Сад Вайнера как городское ландшафтное пространство исторически значимое для Екатеринбурга. В связи с этим для поиска оптимального варианта реконструкции здания было проведено исследование, по результатам которого был использован метод контекстуального проектирования, предлагающий способы включения в сложившуюся городскую структуру нового объема с сохранением исторического здания, а также восстановления и включения в городское рекреационное пространство Сада Вайнера.

Ключевые слова: историческая среда, филармония, реконструкция исторической среды, фасадное решение, градостроительное решение, ландшафтный комплекс, средовой контекст, архитектурно-градостроительный облик.

Формирование архитектурно-градостроительного образа современного города сопровождается строительством новых крупных доминант: зданий и сооружений, обладающих высокими архитектурно-художественными и градостроительными характеристиками. Новые доминанты встраиваются в структуру пространственно-градостроительной композиции исторического центра города, «разряжают» уникальным архитектурным обликом сформированный фронт улиц, становятся визуальными маркерами в историко-культурной среде.

В ряду строящихся общественных зданий Екатеринбурга сегодня важное положение занимают объекты, функция которых популяризация культурных ценностей и демонстрация инициатив представителей творческих специализаций.

В свою очередь преимущественно отдыхом и развлечениями населения занимаются организации шоу - бизнеса, игрового бизнеса и другие досуговые учреждения. На протяжении долгого времени главным субъектом концертной деятельности в нашей стране оставались филармонии, уникальный институт которых начал складываться в 1920 -е гг. [3].

Одним из маркеров динамично развивающегося города России в XX веке являлось наличие в нем филармонии [5]. Это учреждение, ведущее пропаганду музыкального искусства, демонстрирует культурное развитие города и страны, занимается музыкальным просвещением. Филармонический комплекс — место сосредоточения, приумножения и продвижения ценностей, традиций, лежащих в сфере культуры и искусства. Это аккумулятор музыкального просвещения города.

Свердловская ордена Трудового Красного Знамени государственная академическая филармония (рис.1) была основана в 1936 году, постановлением комитета Свердловского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 26 мая 1998 года Приказом министерства культуры РФ концертной организации «Свердловская государственная филармония» было присвоено звание «Академическая». Именно Екатеринбург стал инициатором проведения на филармонической сцене первых авторских фестивалей современных композиторов — Софьи Губайдулиной, Валентина Сильвестрова, Авета Тертеряна, Арво Пярта, Гии Канчели и других известных музыкальных деятелей [6].

В 2018 году губернатором Свердловской области Е. Куйвашевым и руководством Свердловской филармонии было принято решение о проведении международного открытого конкурса на разработку проекта реконструкции здания филармонии. Основными обязательными условиями конкурса являлись размещение новых залов и увеличение объема служебных помещений. Под проектирование за историческим зданием филармонии был выделен участок, частично захватывающий территорию Сада Вайнера и сквер по улице Карла Либкнехта, расположенный перед зданием филармонии.

Интенсивно растущая концертная деятельность требует масштабного строительства соответствующих залов, что обосновывает необходимость в реконструкции и реставрации исторического здания с последующим расширением комплекса Свердловской академической филармонии.

Проектное решение реконструкции здания государственной академической Свердловской филармонии было разработано в рамках объявленного конкурса. С целью создания уникального средового решения было выбрано место в непосредственной близости с историческим зданием филармонии, расположенным в центральной части города Екатеринбурга в квартале улиц Карла Либкнехта, Первомайская, Тургенева, Клары Цеткин. Данные улицы в настоящее время являются частью туристического маршрута города. В шаговой доступности от них располагаются культурные и административные центры города, остановки общественного транспорта, памятники истории и архитектуры Урала и Городской пруд.

Особенностью места проектирования является его окружение, сформированное историческими зданиями периода XIX – XX веков, являющиеся памятниками архитектуры и памятниками культуры Свердловской области.

Рис.2. Дом Баландиных или здание общественного собрания   Екатеринбурга
Рис.2. Дом Баландиных или здание общественного собрания Екатеринбурга
Рис.2. Дом Баландиных или здание общественного собрания   Екатеринбурга.
Рис.2. Дом Баландиных или здание общественного собрания Екатеринбурга.
Рис.4. Концертный зал им. И.З. Маклецкого
Рис.4. Концертный зал им. И.З. Маклецкого

Стоит перечислить некоторые: Дом купцов Баландиных (рис.2.) в котором в 1917 г. проходила Уральская областная конференция РСДРП(б). Каменное двухэтажное здание, расположенное в центре Екатеринбурга, на углу улиц Карла Либкнехта и Первомайской. Образец общественного сооружения Екатеринбурга конца XIX в., в архитектурном решении которого присутствуют классицистические формы в сочетании с барочными. В настоящее время в здании расположен Учебный театр ЕГТИ. Выше по красной линии улицы Первомайская в одном квартале с филармонией расположена усадьба купца. Назарова, построенная в середине XIX века. Пример частной постройки классицистической разновидности каменного дома с мезонином (рис.3.). Напротив усадьбы Назарова расположен концертный зал им. И.З. Маклецкого (рис.4.), 1901года постройки. Каменное двухэтажное здание с цокольным этажом расположено по красной линии улицы Первомайской, рельеф которой повышается в восточном направлении. Это пример общественного здания в стиле модерн, не имеет аналогов в типологическом круге сооружений культурно-зрелищного назначения Урала конца XIX-XX веков.

Рис.5.   Сад Общественного Собрания (ныне Сад Вайнера)
Рис.5. Сад Общественного Собрания (ныне Сад Вайнера)

Помимо рассмотренных зданий историческим окружением являются: Екатеринбургская художественно-промышленная школа (ныне главный корпус Уральского государственного аграрного университета), фотографический магазин В.Л. Метенкова, усадьба И.З. Маклецкого, дом Н.И. Маева.

В состав территории проектирования включен сад Вайнера (рис.5.) с ограничениями на использование его территории и сквер на перекрестке улиц Карла Либкнехта-Первомайская. Сад Вайнера сыграл большую роль в истории Екатеринбурга и является историческим местом города. Первоначально здесь был сад Общественного собрания (бывшая усадьба купцов Баландиных), которое образовалось в Екатеринбурге во второй половине XIX в. Летом в нем играл оркестр Общественного собрания. Долгое время в саду существовал деревянный крытый театр, проводились летние симфонические сезоны. Здесь выступали известные артисты эстрады Л.Утесов, А.Менакер, И.Набатов, П.Муравский, А.Вертинский, А.Баянова. Вплоть до 1966 г. в саду Вайнера шли различные концерты, представления Ленинградского цирка, показывались фильмы, проводились танцы.

В мировой архитектурной практике существует немало примеров реконструкции и реставрации объектов различного функционального назначения (промышленных кластеров, складских и портовых территорий, объектов коммунального назначения) и их переделка в культурные общественные здания. Одним из наиболее показательных примеров создания новейшего объекта с культурной функцией стало преобразование портового склада в здание филармонии в Гамбурге (Эльбская филармония), принявшее первых зрителей в январе 2017 года. Архитекторами данного проекта выступило швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron Architekten (рис.6).

Новое здание филармонии было построено над объемом старого портового склада, построенного в 60-е годы XX века. Участок, в границах которого располагался склад, находится в гамбургской бухте реки Эльба, в окружении грубого индустриального ландшафта.

Рис.6.   Здание Эльбской филармонии
Рис.6. Здание Эльбской филармонии

Надстроенная над реконструируемым складом сложная стеклянно-зеркальная конструкция в виде волны продолжает в высоту периметр склада и словно из здания. Надстроенный объем состоит из частично изогнутых зеркальных панелей, образующие волны на фасаде и отражающие небо, воду и окружающий городской ландшафт. Тем самым создается «эффект растворения» надстроенного объема в пространстве. Завершение выглядит экспрессивно, за счет радиальных вырезов по периметру объема. Такое обрамление крыши делает филармонию похожей на айсберг, совершенно случайно оказавшийся в водах Эльбы.

Рис.7.   Szczecin Philharmonic
Рис.7. Szczecin Philharmonic

Также следует отметить проект нового строительства в исторической застройке здания Szczecin Philharmonic (рис.7) (филармония в городе Щецин, Польша).

При создании архитектурного облика этого здания архитекторы вдохновлялись окружением. Среди сформированной застройки важными были силуэты жилых домов с остроконечными скатными крышами, строгие линии неоготических соборов, монолитные объёмы домов, построенных в классическом стиле, а также все то, с чем ассоциируется город Щецин в наши дни: испещряющие горизонт башни и портовые краны.

Первое, что обращает на себя внимание — характерный силуэт крыши филармонического комплекса. Он позволяет в интерьерах, опоясывающих залы, разместить световые фонари на кровле. Именно силуэт крыши связывает новое здание с историческим контекстом. Здание подобного облика с фасадами в любом другом материале выглядело бы весомо и «материально», как соседние дома, но не в стекле: стеклянный фасад, подсвечиваемый изнутри, лишает фасад монолитности и придает ему некую легкость. Фасад может подсвечиваться по-разному, в зависимости от того, какой эффект необходим.

Анализ приведенных примеров показывает, что внедрение нового объема в сложившуюся историческую среду возможно без глобальных негативных последствий. Достигается такой результат с помощью анализа окружения и историко-культурного анализа места проектирования. Результатом этих исследований становятся выявленные закономерности среды, ее исторический и культурный коды, которые влияют на форму объекта и архитектурно-стилевое решение фасада.

Перенимая современный опыт проектирования в исторической среде и проведя историко-культурный анализ окружения территории проектирования, мы приняли решение применить метод контекстуального проектирования с целью создания композиции фасадов нового здания филармонии [1].

Проектируемый новый корпус филармонии ориентирован в направлении с Запада на Восток, от улицы Карла Либкнехта в сад Вайнера (параллельно улице Первомайская). Главный фасад нового корпуса выходит на красную линию улицы Карла Либкнехта, тем самым выравниваясь с фасадом исторического здания филармонии. Для сохранения исторического ансамбля улицы Карла Либкнехта и сохранения исторического облика здания филармонии необходимо гармонизировать эти два объекта, чтобы фасад нового корпуса не подавлял исторический фасад, и вписать их в застройку улицы (рис.8)

Рис.8.   Развертка улицы Карла Либкнехта. Составитель Бочкарев Д.Н.
Рис.8. Развертка улицы Карла Либкнехта. Составитель Бочкарев Д.Н.

Филармонический комплекс включает в себя два концертных зала общей вместимостью 1888 человек. Большой зал рассчитан на 1557 зрителей и располагается в полуподземной части здания с доступом в многосветное освещаемое фойе. Малый концертный зал рассчитан на 331 зрителя. Он расположен в надземной части и имеет доступ к освещаемому фойе на ул. Карла Либкнехта.

На эксплуатируемой кровле большого зала предусмотрены открытые летние трибуны общей вместимостью 1000 зрителей и летняя открытая эстрада. Четырехуровневый подземный паркинг расположен напротив здания Филармонического комплекса (через ул. Карла Либкнехта) и соединен с ним подземным переходом. Въезд в паркинг с улицы Карла Либкнехта, выезд осуществляется на улицу Первомайскую. Въезд и выезд в служебный паркинг осуществляется с улицы Первомайской. На кровле паркинга обустроен форум и площадь для зрителей во время проведения летних концертов. Помимо открытых летних трибун на эксплуатируемой кровле комплекса восстановлено озеленение, которое было утрачено при строительстве комплекса. Озеленение представлено кустарниками и травами, произрастающими на территории Урала

Таким образом эксплуатируемая кровля нового здания филармонии не только восстановит «зеленый» баланс города, но и увеличит его. Сад на эксплуатируемой кровле является общедоступным для всех жителей города Екатеринбурга.

Рис.9. Аксонометрическая схема филармонического комплекса. Составитель Бочкарев Д.Н.
Рис.9. Аксонометрическая схема филармонического комплекса. Составитель Бочкарев Д.Н.

Градостроительное размещение предполагает развитие комплекса в глубину квартала, в сторону Сада Вайнера. В завершении здания комплекса предполагается разместить открытую летнюю эстраду со зрительскими рядами. Данный приём служит своеобразным посылом к истории места, становится исторической реконструкцией открытой летней эстрады, некогда существовавшей в Саду Вайнера.

Для создания наиболее выразительного облика фасада и успешного включения его в сложившуюся градостроительную ситуацию улицы Карла Либкнехта проектом была предложена высота фасада нового корпуса не выше исторического здания. Это необходимо для того, чтобы сохранить «базовую этажность» улицы и не допустить того, чтобы новый корпус визуально «подавлял» исторический корпус филармонии. При этом новый объект не должен «слиться» и стать точным отражением существующего облика пространства и обязан стать доминантой в отдельно взятом участке улицы улиц.

Основным приемом в формировании композиции фасада (рис.10) является заимствование и переосмысление элементов исторического фасада здания, построенного в начале XX века и реконструированного в 1936 году архитектором К.Т. Бабыкиным. В композиции фасадов нового корпуса находят своё место арочные элементы, «скопирован» профиль витражного остекления, включён архитектурный декор. Также были заимствованы пропорции высот арочных проемов, оконных простенков и высот окон.

Рис.10. Проектное предложение фасада нового корпуса   филармонического комплекса слева в Екатеринбурге и историческое здание   Свердловской филармонии справа. Составитель Бочкарев Д.Н.
Рис.10. Проектное предложение фасада нового корпуса филармонического комплекса слева в Екатеринбурге и историческое здание Свердловской филармонии справа. Составитель Бочкарев Д.Н.

Реконструкция и расширение комплекса Свердловской филармонии является знаковым проектом, так как позволит повысить туристическую и культурную привлекательность города Екатеринбурга, вывести его на международный уровень, подчеркнет высокий уровень развития культуры города и закрепит за оркестром Свердловской филармонии международный статус. Проект позволяет увеличить инвестиционную привлекательность города, что особенно важно в преддверии Международной универсальной выставки ЭКСПО-2025. Комплекс станет досуговым и развлекательным центром для жителей близлежащих домов и обучающихся образовательных учреждений центральной части города. Проектом предусмотрено благоустройство прилегающей территории, с помощью которого решается проблема досуга для жителей и гостей города Екатеринбурга и озеленения города.

Список источников:

1) Сотников Б.Е. Архитектурно-историческая среда: учебное пособие / сост. Б. Е. Сотников. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 208 с.

2) Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. / А.В. Иконников. – М.:Комкнига, 2006. – 352 с.

3) Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 2395 - р).

4) Савченко М.Р. Концертные залы. / М.Р. Савченко. – М.: Стройиздат, 1975. – 150с.

5) Официальный сайт Свердловской филармонии. [Электронный ресурс], 18.11.2018 URL: hhttp://www.sgaf.ru/sgaf_info