Как насчёт щепотки интересного контента?
Моя любовь к Греции проснулась где-то в пятом классе, на уроках истории. Нам тогда вещали о становление древнегреческого государства, затрагивали тему мифологии. Ух, унесло меня тогда знатно. Любовь к мифам и легендам живёт во мне до сих пор.
Однако наряду с интересом к Древней Греции во мне проснулся интерес и к легендам наших предков. О них почему-то везде было мизерное количество информации. Этот ореол тайны и загадочности только больше усиливал мой интерес.
И вот наконец свершилось! Я приоткрыла завесу секрета славянской мифологии. Думаю, узнать о богах, существовавших на Руси.
И так, что же о славянской мифологии говори мой преподаватель:
Славянская мифология – совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства, до конца 1 тысячелетия н.э. Она существовала исключительно в форме устных преданий. Основным источником ее восстановления являются письменные памятники X – XIII вв., фольклорные тексты, народный промысел, археологические находки. В отличие от античности, славянская мифология не обрела системного характера, о чем свидетельствует значительная вариативность мифологических образов и сюжетов.
Само понятие мифа многозначно. В работах, посвященных появлению природы этого явления, выделяются три основных значения, связанных со словом "миф": предание, сказание и способ описание мира и знаний о нём.
Мне ближе последние.
В древних культурах миф рассказывается во время посвятительных обрядов.
На сегодняшний день с мифологическим представлением о мире соотносится не только архаичная культура, но и все сферы жизни, включая современность. Объектом исследования фольклористов становится мифология советского времени, интернет-мифология и др.
Миф тесно связан с язычеством.
Язычество – дохристианские верования славян, основанные на политеизме (многобожии), почитании стихий, культе природы.
Для язычества характерен ряд признаков:
- Первобытный анимизм - одушевление окружающего мира. Отсюда идет куль растений. Вспомните как Сережка Есенин любил березоньку русскую. Анимист, однозначно.
- Тотемизм – вера в родство человека и тотема первопредка, который мог быть воплощен в образе животного или растения. Вы когда-нибудь сравнивали своего друга с каким-то животным? Лично я - да, да и мои друзья-товарищи тоже недалеко ушли.
- Фетишизм – связан с верой в то, что материальный объект являются носителем магической силы. Красные нити сейчас есть у каждого второго прохожего.
Магическое мышление – свойство первобытного религиозного сознания, проявляющееся как вера в сверхъестественные силы, способные воздействовать на человека и окружающий мир.
Верну любимого, наведу порчу на соперницу, сниму сглаз, - магия не только про это.
Магию славяне делили на:
- контегиозную - магия контакта – вера в то, что предметы, вступившие в соприкосновение, обретают нерасторжимую связь(волосы);
- гомеопатическую - основана на вере в то, что подобное порождает подобное (кукла вуду)
- представление о макрокосме - дерево, мировое яйцо, мировая гора) и микрокосме - человек как «малый космос», представления о жизни и смерти.
Представление о жизни человека после смерти нашли отражения в похоронной обрядности. Переходом между миром живых и мертвых считался Млечный Путь или радуга, по другому поверью, путь в иной мир лежал через реку (часто огненную) или океан, поэтому преодолевался он с помощью моста. Древние славяне хоронили умерших в ладье, поджигали ее и спускали по реке.
Тело князя Глеба, одного из первых русских святых, перевозили в ладье. Другой путь в потусторонний мир соотносился с горой, что нашло отражение в духовным стихе:
Ты поди, душа, ты за три горы,
Как за первой горой там огонь горит,
За второй горой там смола кипит,
А за третьей горой там и змей шипит.
Вариативный характер мифологических образов, которые соединяют мир живых и мир умерших предков, свидетельствуют о том, что славянская мифология находилась в стадии формирования.
Одним из частотных образов, связанных с древнеславянскими представлениями о потустороннем мире, является Вырий (Ирий) – подземная или заморская страна, куда улетают души умерших. Иногда
Ирий отождествлялся с мировым древом. Существовало представление о том, что осенью туда улетают птицы, уползают змеи, а весной они оттуда возвращаются.
Ну и по традиции картиночки. На это раз иллюстрация того самого Ирия.