Свой бизнес – это не только привлечение клиентов и прибыль. Предприниматель постоянно сталкивается с бюрократическими вопросами: ведение отчетности, подача налоговых деклараций, посещение различных инстанций. Причем бумажная волокита начинается на самом старте – с решения открыть свое дело.
Если для ведения бизнеса вы выбрали форму ИП, то проблем с «бумажками» существенно меньше. Более того, даже зарегистрировать ИП можно полностью дистанционно без личного посещения налогового органа.
Мы расскажем о всех доступных способах открыть ИП удаленно.
Процесс регистрации ИП
В общем виде регистрация ИП состоит всего из трех шагов:
1. Приходите в налоговую инспекцию по месту постоянной регистрации с вашим паспортом РФ (для граждан России).
2. Заполняете заявление на регистрацию ИП (форма Р21001).
3. Оплачиваете госпошлину за регистрацию ИП (800 рублей).
Если все в порядке, то через три рабочих дня статус ИП будет зарегистрирован. Получить выписку из ЕГРИП вы сможете в отделении ФНС – там же, где оформляли регистрацию.
Обратите внимание! Если вы уже выбрали систему налогообложения для ИП и остановились на специальном упрощенном режиме, то подать уведомление о переходе на УСН по форме №26.2-1 вам необходимо в течение 30 дней после регистрации ИП.
Удобнее и логичнее сделать это сразу в момент подачи документов на регистрацию ИП, чтобы не упустить возможность перейти на УСН. В противном случае будет автоматически установлен общий режим налогообложения (ОРН или ОСНО).
Зачем регистрировать ИП удаленно
Прежде всего, для вашего удобства и экономии времени. Посещение налоговых органов с толпой людей, суетой и длинными очередями – времяпрепровождение не для слабонервных.
Для кого-то дистанционная подача документов – вынужденная мера. Зарегистрировать ИП лично можно только в отделении ФНС по месту постоянной регистрации (временная регистрация здесь не поможет).
Частая ситуация, когда человек прописан в дальнем регионе, а проживает и планирует вести предпринимательскую деятельность в Москве. Приехать в орган ФМС по месту своей постоянной регистрации порой просто нет возможности.
Существует 5 способов зарегистрировать ИП без личного обращения:
1. Отправить комплект документов по почте.
2. Подать документы через третье лицо по нотариальной доверенности.
3. Воспользоваться посредническими услугами фирм-регистраторов.
4. Выбрать банк для обслуживания будущего ИП, оказывающий услуги удаленной регистрации.
5. Оформить заявление онлайн через портал Госуслуг или на сайте ФНС России.
Разберем детальнее каждый из них.
Способ 1: по почте
Как и при личной подаче, от вас потребуется предварительная подготовка документов:
- заполненное заявление на регистрацию ИП;
- копия документа, удостоверяющего личность (паспорт РФ);
- квитанция об оплате госпошлины.
Важно!
✓ Копия паспорта и ваше заявление должны быть заверены нотариально.
✓ Комплект документов обязательно отправлять в отделение ФМС по адресу вашей прописки ценным письмом с указанием объявленной ценности и с описью содержимого.
Ответ с выпиской о регистрации ИП вы получите также по почте. Документ будет заверен электронной цифровой подписью отделения ФНС, проводящего регистрацию.
Преимущества регистрации по почте очевидны: открыть ИП можно удаленно из любой точки России.
Из минусов этого способа – оплата услуг нотариуса (заверение подписи около 1000 рублей за документ) и не всегда быстрая работа Почты России.
Еще один нюанс: при отправке документов почтой очень важно корректно заполнить форму заявления на регистрацию ИП. В противном случае вы рискуете получить новость о том, что в регистрации вам отказано из-за неправильно оформленной заявки, и потерять на этом около месяца.
Способ 2: через третье лицо
Оформить регистрацию ИП за вас может доверенное лицо. Список необходимых документов остается неизменным (заявление, копия паспорта, квитанция об оплате госпошлины).
Дополнительно к стандартным пунктам потребуется нотариально заверенная доверенность на вашего представителя (около 1500 рублей).
Обратите внимание! По нотариальной доверенности можно подать документы только в ФНС по месту вашей постоянной регистрации. Фактически это стандартная очная процедура регистрации ИП в отделении ФМС, но подаете документы не вы, а другой человек.
Этот способ подойдет тем, у кого по месту прописки проживают друзья либо родственники, согласные взять на себя ваши заботы. Да, для вас это дистанционный способ, но вашего представителя ждут очереди, суета и прочие прелести посещения подобных инстанций – очевидное слабое место этого варианта.
Способ 3: через фирму-регистратора
Сегодня существуют сотни фирм, предоставляющие услуги регистрации вашего бизнеса под ключ. Специально обученные сотрудники проделают всю работу за вас: корректно заполнят заявление на регистрацию ИП, подадут все документы в положенное отделение ФНС и даже переведут вас на нужный налоговый режим (разумеется, по желанию).
В пользовании услугами компаний-посредников есть огромные плюсы: никакой мороки с подготовкой документов, никакого посещения ФНС (особенно, если постоянная регистрация в другом городе). Все вежливо, быстро и удобно для вас.
Недостатки тоже есть: встречаться с представителем регистратора все же придется (трата времени) и стоить подобная услуга будет от 5000 рублей (трата денег).
В случае с открытием ООО такой вариант заслуживает внимания – все же процедура регистрации юрлица сложная и трудоемкая. Но при регистрации ИП вам предлагают элементарную подготовку буквально нескольких документов за внушительную комиссию. Стоит ли оно того, решать только вам.
Способ 4: в отделении банка
При выборе банка для открытия счета ИП и дальнейшего обслуживания РКО уточните, возможно банк предоставляет помощь в дистанционном оформлении ИП? Пока что это не очень популярная услуга, но в погоне за клиентами кредитные организации готовы на многое.
Например, МТС Банк предлагает будущим ИП не только помощь в подготовке полного комплекта документов для регистрации предпринимательской деятельности, но и бесплатно откроет расчетный счет ИП.
Если вы найдете банк, готовый оказать содействие в процессе оформления документов и подходящими тарифами обслуживания , то убьете двух зайцев сразу – зарегистрируете ИП и решите все вопросы с обслуживанием счета для своего бизнеса.
Из условных недостатков можно назвать необходимость открытия расчетного счета ИП сразу на старте бизнеса. Если вы не планировали открывать счет ИП (а это вполне законно), то данный способ вам не подойдет.
Способ 5: по интернету
Вы можете зарегистрировать ИП онлайн на официальном сайте ФНС России или через портал Госуслуг (документы все равно будут рассматриваться в налоговой, так что портал в данном случае выступает посредником).
Из преимуществ онлайн-регистрации ИП:
+ все полностью дистанционно;
+ отсутствует госпошлина.
Обратите внимание! При подаче электронных документов на регистрацию ИП или ООО статья 333.35 Налогового кодекса РФ (пп.32, п.3) освобождает вас от уплаты госпошлины в полном размере (800 рублей для ИП, 4000 рублей для ООО).
Есть некоторые сложности при оформлении онлайн-регистрации ИП. Перед подачей электронных документов вам потребуется провести подготовительную работу:
1. Подтвердить свою учетную запись на портале Госуслуг или сайте ФНС.
2. Создать усиленную квалифицированную электронную подпись.
Разберемся с этими пунктами отдельно.
1. С подтверждением учетной записи все просто. Пройдите все этапы онлайн-регистрации на портале Госуслуг и выберите удобный способ подтверждения личности.
Верифицированная учетная запись откроет вам много преимуществ портала и сбережет огромное количество нервных клеток, давая возможность общаться с госучреждениями дистанционно.
Один из самых удобных и быстрых вариантов – посещение ближайшего отделения МФЦ с оригиналом паспорта.
2. Про виды электронных цифровых подписей (ЭЦП) и, в частности, про усиленную квалифицированную электронную подпись доступно написано на том же сайте Госулуг.
Главное, что нужно знать, – создание ЭЦП возможно только через аккредитованные удостоверяющие центры, услуга стоит денег (от 1000 рублей) и обязывает вас установить на компьютер специальное программное обеспечение. Не волнуйтесь, специалисты выбранного центра вам все объяснят и помогут при возникновении трудностей.
Усиленная квалифицированная ЭЦП вам нужна не только для онлайн-регистрации ИП. В дальнейшем ей можно заверять различные договоры, налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и прочие документы в электронном виде.
Когда будет покончено с подготовительным этапом, подача документов на регистрацию ИП через интернет займет менее получаса. К вашим услугам официальный сайт ФНС или портал Госуслуг. Уведомление о принятом решении по вашей заявке вы получите через три рабочих дня в личном кабинете.
Какой способ удаленной регистрации ИП лучше
Везде есть свои плюсы и минусы, мы подробно рассказали про особенности каждого из вариантов.
О чем точно не стоит забывать при выборе удобного способа, так это о том, что удаленная регистрация ИП призвана облегчать вашу жизнь, а не усложнять ее.