История успеха одного человека. «Человеку может повезти», – сказал Наполеон. Героическое прошлое маршала из его собственных уст. Здесь – вторая часть рассказа. Первая часть – см. по ссылке.
Итак, весна 1921 года, против тамбовских крестьян воюет кадровая Красная Армия. Пехотные дивизии и кавалерийские части, разбившие белых офицеров на фронтах Гражданской войны, с тяжелым вооружением и авиацией теперь сражаются против повстанцев (самых обычных крестьян).
5 марта 1921 года под селом Вязовая Почта начинается бой. Кавалерийская бригада, в которой служит Г. К. Жуков, сталкивается с отрядом тамбовских повстанцев. Завязывается ожесточенная схватка. Красные начинают отступать под напором «численно превосходящего противника». Эскадрон, которым командует Г. К. Жуков, прикрывает отход бригады.
И здесь следует самое настоящее описание боя! Напомню, единственное описание боя во всей книге воспоминаний маршала Г. К. Жукова. Это нужно читать! Приведу только несколько примеров.
В рукопашной схватке под Жуковым падает конь. Придавленного комэска пытаются зарубить. Но его спасает товарищ. Падает смертельно раненный друг. Склонившийся над ним Жуков слышит: «Напиши маме. Не оставляй меня бандитам». Снова рукопашная схватка. Спасает только револьвер. Жукова пытаются взять живым в плен. Он отбивается изо всех сил. Его спасают товарищи.
Наконец, бой заканчивается. Как именно мы не знаем. Есть только вывод: «Был награжден и я. Вот что значилось в приказе РВСР за N 183 от 31 августа 1922 года:
«Награжден орденом Красного Знамени командир 2-го эскадрона 1-го кавалерийского полка отдельной кавалерийской бригады за то, что в бою под селом Вязовая Почта Тамбовской губернии 5 марта 1921 г., несмотря на атаки противника силой 1500 - 2000 сабель, он с эскадроном в течение 7 часов сдерживал натиск врага и, перейдя затем в контратаку, после 6 рукопашных схваток разбил банду».
Вот так Г. К. Жуков получил свой первый орден в Красной Армии. Остается задать только несколько вопросов.
Во-первых, красные отходили, п.ч. всей бригадой не могли справиться с повстанцами, но эскадрон Г. К. Жукова, оставленный только для прикрытия, «после 6 рукопашных схваток разбил банду» (из приказа). Такое разве возможно?
Во-вторых, как эскадрон численностью в 130 человек (по штатному расписанию того времени) может разбить противника в 2000 человек? Или хотя бы противостоять ему? Учитывая, что повстанцы только что заставили отойти целую кавбригаду?
Такие истории бывали только в эпоху колонизации Африки, когда сотня англичан с пулеметами Максима разгоняли толпу африканцев в несколько тысяч человек. Но тамбовские крестьяне – это все-таки не африканцы, и вооружены они были (надеемся) не только копьями (кольями). Да, и за последние семь лет (первой мировой и гражданской войн) среди крестьян было много людей с хорошим военным опытом.
Написал же далее Г. К. Жуков, что «Антонов сам производил налеты на гарнизоны частей Красной Армии. Так было в начале апреля 1921 года, когда отряд в 5 тысяч антоновцев разгромил гарнизон, занимавший Рассказово. При этом целый наш батальон был взят в плен». А здесь Г. К. Жуков пишет, что у него в эскадроне за весь день «погибли 10 человек и ранено 15».
Да, Г. К. Жуков пишет, что у него в эскадроне было 4 пулемета и одно артиллерийское орудие. Но для ближнего рукопашного боя, о котором маршал увлеченно рассказывает, разве это имеет значение? И еще при такой разнице в количестве с противником?
Как же это так получилось у Г. К. Жукова?
Впрочем, важнее другое. Во время Тамбовского восстания Г. К. Жуков впервые стал командиром. Шесть лет он был на войне. И только здесь его карьера начала двигаться. Командир взвода, командир эскадрона, кавалер ордена Красного Знамени, замкомполка. В мае 1923 года Г. К. Жуков стал командиром кавалерийского полка. За полтора-два года! Так началась его «история успеха»!
В 1923-25 годах была проведена реформа Красной Армии, демобилизация и сокращение состава. Из 5-ти миллионов красноармейцев и командиров на службе остались 500 тыс. человек. Если бы Г. К. Жуков не был орденоносцем и командиром полка, оставили бы его на службе? С уверенностью думаю, что нет.
История Г. К. Жукова как признанного во всем мире полководца началась именно там. На Тамбовщине, под селом Вязовая Почта. В карательной операции против собственного народа. Как пишет сам «народный маршал»:
«Маневрируя пулеметами и орудием, эскадрон почти в упор расстреливал атакующие порядки противника. Мы видели, как поле боя покрывалось вражескими трупами, и медленно, шаг за шагом, с боем отходили назад».
PS. А вот некоторые говорят, что Жуков воевать не умел. Что без многократного численного превосходства у него никогда ничего не получалось. Ни при Халхин-Гол против японцев, ни против немцев во время ВОВ. А здесь смотрите – все поле трупами завалил! Только вот «вражеские трупы» - это русские крестьяне Тамбовщины.
См. первую часть публикации:
-