Найти в Дзене
Армянский музей Москвы

Армянская бабушка и нью-йоркский полицейский: о чем они спорят в объективе Вивиан Майер?

«В начале наблюдения мои приняли отвлеченный, обобщающий характер. Я рассматривал толпу в целом и думал обо всех прохожих в совокупности. Вскоре, однако, я перешел к отдельным подробностям и с живым интересом принялся изучать бесчисленные разновидности фигур, одежды и манеры держаться, походку и выражение лиц».

Эти слова, взятые из рассказа Эдгара По «Человек толпы», вполне могут послужить описанием метода работы уличного фотографа, выхватывающего мимолетные мгновения, движения, выражения лиц, забавные уличные сюжеты, незаметные в пестроте улиц детали.

Вивиан Майер. Автопортрет ǁ vivianmaier.com
Вивиан Майер. Автопортрет ǁ vivianmaier.com

Одним из самых талантливых уличных фотографов по праву считается Вивиан Майер. Биография ее удивительна. Она много лет фотографировала, но никому не показывала свои работы, накопив более 2 000 мотков пленки, 3 000 фотографий и 100 000 негативов. При жизни никто не знал ее в качестве фотографа: почти 40 лет Майер проработала няней в Чикаго.

О таланте Вивиан Майер мир неожиданно узнал только после ее смерти в 2009 году. На аукционе коробку с ее негативами купил бывший риелтор Джон Малуф, который в дальнейшем занялся публикацией найденных работ. Так, благодаря случайному событию фотографии Майер вышли из небытия. Об удивительном фотографе-самоучке и о находке ее работ рассказывает фильм «В поисках Вивиан Майер» (Finding Vivian Maier, 2013), который был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм».

В сентябре 1956 года на одной из нью-йоркских улиц фотограф Вивиан Майер запечатлела армянку, о чем-то спорящую с полицейским ǁ vivianmaier.com
В сентябре 1956 года на одной из нью-йоркских улиц фотограф Вивиан Майер запечатлела армянку, о чем-то спорящую с полицейским ǁ vivianmaier.com

На большинстве фотографий Вивиан Майер предстает уличная жизнь Чикаго и Нью-Йорка, а среди персонажей мы видим в основном женщин, детей, пожилых людей. На одной из фотографий, датированных сентябрем 1956 года, Майер запечатлела армянскую женщину, вступившую на одной из нью-йоркских улиц в спор с полицейским. Из-за чего разгорелся спор? Об этом фотография умолчала, и остается лишь догадываться. Может быть, это вовсе и не спор? Может, полицейский — сын (или внук) этой женщины, а она уговаривает его одеться потеплее (в руках она держит то ли пальто, то ли пиджак)? А он заверяет ее, что ей не о чем беспокоиться?