В любом государстве суд играет далеко не последнюю роль. В этот раз поговорим про судебную систему Иерусалимского королевства, рассмотрим ее структуру, выясним, кто осуществлял правосудие в данном государстве, какие вопросы рассматривались.
Для начала, стоит сказать, что в государстве господствовало обычное, салическое право. Это связано с тем, что крестоносцы были европейцами, жившими примерно по одинаковым законам. Однако, Готфрид создал уникальную правовую систему, построенную не только салическом праве, но и на местных обычаях.
Отправив гонцов во все деревни, ко всем народам, Готфрид приказал узнать их традиции ….. А после он соединил все, что показалось ему пригодным, так и появились Ассизы. - читаем мы в Ассизах.
Таким образом, был оставлен свод законов Иерусалимского королевства, основанный на обычаях местного населения.
Сам суд был разделен на две палаты - верхнюю и нижнюю (граждан).
Дела представителей высших сословий рассматривались в верхней палате, но по их желанию дела могли рассматриваться в палате граждан. У граждан в свою очередь выбора не было их ждал суд присяжных.
Однако, право, на которое опирались при вынесении приговора, для этих двух палат было различным. Из Иерусалимских ассиз мы узнаем, что знать судили как знать, а граждан как граждан и так далее. В основном, различия касались наказаний и штрафов, так, знатного лорда (хотя, с этим термином было сложно в Иерусалиме) нельзя было казнить.
Другое, но не менее важное различие было в составе участников каждой из палат. Так, в верхнюю палату входили король и его бароны, и их вассалы, и все рыцари. Король в данном случае был председателем верхней палаты, то есть таким образом являлся верховным судьей. Председателем в палате граждан был виконт – лицо, назначаемое королем или владельцем города, не из простых граждан, а из среды баронов.
Виконт был не только председателем в палате граждан, но и главой города и в его обязанности, помимо судебных, входила также забота о людях - говорят нам ассизы.
Однако, опять же из Ассиз мы узнаем, что виконт хоть и был председателем палаты граждан, но он не являлся верховным судьей. В его обязанности входило лишь отслеживание процедуры суда. Он не выносил вердикт, и никак не принимал участие в его обсуждении, а лишь исполнял решение присяжных.
Следовательно, виконт не обладал абсолютной властью в палате, не имел решающего голоса на процессе, он лишь руководил судебным процессом, следить за выполнением решений суда.
К присяжным, как и к виконту, предъявлялся ряд требований:
должны быть законными людьми и любящими Бога, творить правду нелицеприятно. Они должны давать лучшие советы – какие могут, всякому и всякой, кто к ним обратится.
Интересно то, что ни один источник, связанный с правом крестоносцев, ничего не говорит относительно сословной принадлежности присяжных ничего не говорится. Отсюда можно предположить, что присяжным мог стать даже не знатный человек.
Стоит еще также добавить, что палата граждан должна была быть и других городах, кроме Иерусалима: «во всех городах и других местах королевства, где будет отправляться суд, должны находиться виконт, судьи и Палата граждан для управления народом, его руковождения и суда по ассизам и обычаям, установленным для Палаты граждан.». Таким образом судебное и городское управление устанавливалось и других городах государства.
Что почитать?
Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002.
Филлипс Дж. Латинский восток. // История крестовых походов. / под ред. Дж. Райли – Смита. М., 1998