Любые свои замечания и критику в адрес другого человека, можно преподнести по-разному...
Мне очень нравится такая аналогия с пальто: можно просто кинуть его собеседнику в лицо, а можно вежливо подать и помочь одеться. В обоих случаях пальто – одно. Способ подачи – разный. А соответственно, и реакция собеседника – тоже будет различаться.
Приведу несколько примеров, как можно конструктивно высказать свои замечания, если у вас нет цели обидеть или задеть человека:
- Использовать Я-сообщения.
Вы, наверно, уже не раз слышали, но я напомню, что вместо обвинения: "Ты завалил проект", всегда лучше сказать: "Я считаю, что с проектом ты не справился". Чувствуете разницу? Положа руку на сердце, проект от этого не стал менее провальным, но оппоненту будет гораздо легче принять именно такую формулировку. - Не указывать.
Все же знают шутку: "Не говорите мне, что делать, и я не скажу, куда вам нужно идти"? Именно такое желание возникает обычно у человека, которому в директивной форме дают указания. Поэтому, вместо фразы: "Чтобы я больше этого не слышала!", куда лучше будет звучать: "Было бы здорово, если бы в следующий раз, ты подобрал другие слова". - Использовать вопрос вместо утверждения.
Иногда на свое недовольство бывает достаточно намекнуть вопросом. Например, вместо: "Ты ужасно справился с этой работой", спросить: "А доволен ли ты сам результатами своего труда?". - Не обобщать.
Критикуя, важно делать акцент на конкретном поступке, а не на самом человеке. Поэтому, выражение: "Ты – плохой", всегда лучше заменить на: "Меня очень расстраивает твое поведение". - Похвалить, затем поругать.
Для того, чтобы мягко указать человеку на его ошибку, можно начать с похвалы и искреннего признания его достоинств. Например: "В прошлом месяце ты так здорово справился с задачей! Вероятно, в этом месяце что-то пошло не по плану".
В целом, критикуя, важно стараться быть конструктивным, тактичным и доброжелательным – так ваша критика имеет больше шансов быть услышанной и принятой к сведению тем человеком, кому она адресована.
Оказалась ли для вас полезной эта статья?