Вера Инбер, в девичестве Вероника Шпенцер, поэтесса и прозаик, переводчица и журналистка, родилась в Одессе.
Известна она не только творчеством, но и родственными связями с одним из вождей Октябрьской революции Львом Бронштейном (двоюродный брат отца). Он воспитывался в их семье с 9 до 15 лет. Став Троцким, он всегда отзывался с глубоким уважением о старшей кузине.
Она училась на историко – филологическом факультете Высших женских курсов.
Вместе с первым мужем, Натаном Инбером, Вера жила в Париже и Швейцарии в 1910—1914 годах. Первая публикация появилась в одесских газетах в 1910 году («Севильские дамы»). В 1912 году ее стихи напечатаны в журнале «Солнце России». В том же году у нее родилась дочь Жанна, будущая писательница. В Париже она издала за свой счёт первый сборник стихов «Печальное вино», одобрен Блоком. В 1914 году вернулась в Одессу, в начале 20-х переехала в Москву.
С этого периода началась активная жизнь Веры Инбер и как журналиста, сотрудничавшего с «Огоньком», «Красной нивой», другими изданиями. Появись первые прозаические опыты.
С 1920 года второй раз замужем за знаменитым электрохимиком, профессором А. Н. Фрумкиным. В 1927 году приняла участие в написании коллективного романа «Большие пожары». Поездки по Германии, Франции, Бельгии дали материал для книг «Так начинается день» и «Америка в Париже».
Одновременно увидели свет и поэтические сборники «Цель и путь», «Мальчик с веснушками», «Сыну, которого нет».
Для многих станет открытием тот факт, что слова песни «Девушка из Нагасаки», исполняемой в свое время Вадимом Козиным и Владимиром Высоцким, причисленная к разряду «уличных», принадлежат перу этой поэтессы.
Есть версия: Вера Инбер не пострадала от родственной связи с «самим Троцким» потому, что тот порвал все отношения с родней, находясь на вершинах власти.
А ведь она в стихах поведала о том, что видела в кабинете знаменитого родственника:
При свете ламп в зеленом свете
Обычно на исходе дня
В шестиколонном кабинете
Вы принимаете меня.
Затянут стол сукном червонным,
И точно пушки на скале,
Четыре грозных телефона
Блестят на письменном столе…
…И наклонившись над декретом,
И лоб рукою затеня,
Вы забываете об этом,
Как будто не было меня…
В 1939 года вместе с большой группой писателей представлена к награждению и получила «Знак Почета». Существует легенда, будто просматривая список представленных к награде писателей, Сталин спросил:
А почему в списке нет товарища Веры Инбер? Разве она плохой поэт? И не заслуживает ордена?» Иосифу Виссарионовичу напомнили, что Вера – не только хороший поэт, но еще и близкая родственница Троцкого. И все-таки, я думаю, – сказал Сталин, – мы должны наградить товарища Веру Инбер. Она никак не связана с врагом народа Троцким.
Вера Инбер провела три года в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны, отобразила жизнь и борьбу жителей в стихах и прозе – поэма «Пулковский меридиан», книга «Почти три года». Третий её муж, профессор Илья Давидович Страшун, был ректором 1-го медицинского института в осаждённом городе.
Вера Инбер за поэму «Пулковский меридиан» получила Сталинскую премию, занимала важный пост в Союзе писателей, муж стал академиком. У неё появилась большая квартира и дача в Переделкино.
Вероятно, она обладала крутым характером. Об этом свидетельствует рассказ садовника на даче Корнея Ивановича Чуковского, который ранее работал на участке Веры Михайловны. Он поделился впечатлениями:
Сам Верынбер – хороший мужик. Душевный. Но жена у него… Не дай Боже!
Вера Инбер пережила мужа и дочь, умерла в Москве 11 ноября 1972 года. Незадолго до смерти она написала в дневнике:
Бог меня жестоко покарал. Пропорхала молодость, улетучилась зрелость, она прошла безмятежно, путешествовала, любила, меня любили, встречи были вишнево-сиреневые, горячие как крымское солнце. Старость надвинулась беспощадная, ужасающе-скрипучая...
Именем Веры Инбер назван Стурдзовский переулок в Одессе, там в доме №3 жила семья и находилась книжная фабрика отца.
Подробности на сайте Телерадиокомпании «ГРАД»