Приветствую! Как вы уже поняли, в статье пойдет речь об оптимизации сайта стартапа. Нужно ли молодой компании SEO? Можно ли обойтись своими силами или лучше нанять опытного поискового маркетолога? С чего начинать продвижение сайта стартапа? На эти и другие подобные вопросы детально ответил один из основателей moz.com Рэнд Фишкин в этом посте. Я перевел и максимально адаптировал для русскоязычного рынка и своих читателей его советы и размышления. Полезно для начинающих бизнесменов и всех, кто прислушивается к мнениям опытных зарубежных SEO-специалистов.
Можно предположить, что у вашего стартапа уже есть сайт. Или вы уже начали публиковать веб-контент. Но только сейчас возникла мысль: «Подождите-ка, возможно, нам стоит заняться всей этой сеошной ерундой» И да, вам действительно стоит. Есть три серьезные причины, почему вам нужно это сделать.
Почему стартап должен использовать SEO в 2019 году? 3 главные причины
- Поисковый трафик – огромная часть всего реферального трафика в Сети. Доля соцсетей в реферальном трафике всего 5-6%, поисковики же занимают 28-29% (согласно данным SimilarWeb).
- Органический поисковый трафик – это более 90% всех кликов в поиске. 10% или даже меньше – клики по контекстной рекламе. Компании во всем мире платят не менее 40 миллиардов долларов в год на один только Google AdWords. У органического трафика конкурентное преимущество. Органика – это более низкая стоимость привлечения клиента, более высокая вероятность удержать клиента на сайте, более высокая конверсия. Очень-очень привлекательный трафик.
- Когда потенциальный клиент ищет что-то в поиске, в его голове мысли вроде этой: «Хочу эту штуку, и хочу ее прямо сейчас!» Если такому клиенту на глаза попадется именно ваша компания, именно ваши услуги, это будет иметь огромное влияние на бизнес.
Индексирование и структура сайта
1. Нужен ли собственный домен?
Сотни и тысячи создателей стартапов используют startupblog.com. Или же они публикуют контент на Medium.com. Более разумное решение – завести блог на собственном сайте и использовать Medium в качестве дополнительной площадки для продвижения этого сайта. Некоторые вкладывают все ресурсы в приложение. Получается, что в Сети у них только одна страница. Все это ужасные идеи.
Я, не стесняясь, размещаю на Medium.com свои старые публикации. Получаю ссылки, которые быстро индексируются, и дополнительный трафик.
Не распыляйте свой контент по разным сайтам и не создавайте ничего на чужих площадках. Хотите подключить Medium? Превосходно! Есть желание публиковаться в Фейсбуке? Прекрасно! Думаете, что стоит использовать LinkedIn Publishing? Делайте! Только не забывайте в конце (или начале) каждого поста публиковать ссылку на свой сайт и писать: «Ссылка на оригинал».
2. Бесплатный способ обнаружить ошибки индексирования
Регистрируйте сайт в Google Search Console. Это бесплатно, и это поможет обнаружить ошибки индексирования и многие другие проблемы. Профессиональные SEO-шники используют OnPage.org, Screaming Frog или Moz’s Crawl. Они дают немного больше информации, но без них можно обойтись. От себя добавлю инструмент, который пока не очень популярен за рубежом, но тоже превосходно справляется со сканированием сайта и обнаружением ошибок – SerpStat.
3. От чего нужно избавиться в первую очередь?
В самом начале устраняйте на своем ресурсе:
- Дубли.
- Search URLs или же результаты поиска на сайте. То есть страницы вида:
https://v-zdor.com/?s=маркетинг
Это те страницы, которые появляются, когда вы что-то вбиваете в поле «поиск» на сайте.
- Thin content или малополезный неинформативный контент.
На thin content стоит остановиться подробнее. Вам может показаться, что лучше, когда на сайте много страниц. Пусть на них будет мало текста, зато таким образом можно охватить больше ключевых слов. Тем более на главных посадочных страницах опубликованы продуманные проработанные статьи нужного размера. Это заблуждение. Google воспринимает сайт как одно целое. Если на одной странице 3 корявые предложения с 10 ключами, а на другой качественный SEO-текст, не надейтесь, что страница с оптимизированным текстом доберется до первых позиций. Корявый контент будет тянуть ее вниз.
Поиск ключевых слов при продвижении стартапа
1. Создайте большой список ключей
Используйте Excel или Google Spreadsheet. Можно все сделать с помощью Keyword Explorer (платная разработка от Moz) или похожего сервиса (SEMrush, KeyCompete, SpyFu). Обязательно используйте несколько источников для сбора ключей. Смотрите на ключевые фразы, по которым ранжируются конкуренты. Изучайте похожие запросы и поисковые подсказки. Ищите ключевые фразы в формате вопросов. У Keyword Explorer и SerpStat есть специальные фильтры для отбора вопросов с нужными ключами.
2. Изучите потенциальную эффективность того или иного ключа
Для этого, узнайте следующие метрики:
Частотность. Она есть в «Планировщике ключевых слов» от Google. Вот только вначале нужно заплатить за объявления в AdWords. Также частотность можно снять с помощью SEMrush и Keyword Explorer (кстати, то что это зарубежные сервисы, не мешает их использовать в СНГ.
Сложность. Не надо путать эту метрику с параметром «Уровень конкуренции» в «Планировщике ключевых слов». Конкуренция показывает как сложно (дорого) продвигаться по запросу в AdWords, «Сложность» же создана для определения трудностей при работе с органическим трафиком.
Потенциал кликабельности (или click-through rate opportunity). Все просто: вы вбиваете ключ и смотрите, что выдает Google. Если в самом верху выдачи оптимизированные сайты, которые не платят за рекламу, значит у этого ключа относительно высокий потенциал кликабельности. Если же в самом верху реклама (и много рекламы) или же бокс с ответом (как внизу на скриншоте), значит у вас намного меньше шансов получить трафик и клиентов после оптимизации страницы под рассматриваемый ключ.
3. Выберите то, что наиболее важно для вашей компании
Возможно, для вашего стартапа на первом месте трафик, возможно цена продвижения. Исходя из целей, выбирайте ключи, с которыми будете работать.
Использование ключей и оптимизация страниц
Теперь нужно оптимизировать контент для пользователей и поисковых машин. Это означает разумно вписывать ключи и выполнять некоторые другие работы по оптимизации.
Можно сказать, что сейчас мы будем рассматривать сферу «классического SEO». Правда стоит отметить, что некоторые аспекты классической оптимизации уже не актуальны. Например, мета-тег KeyWords. Это уже в прошлом. Зато до сих пор работают такие штуки, как использование ключей в…
- Title
- URL
- Мета-теге Description
- Заголовке H1
- Внутри статьи
Когда будете вписывать ключи, помните про цель посетителя вашего сайта. Эту цель он может сформулировать разными словами. Например, если его интересуют лучшие телефоны за 2018 год, он может вписать такой запрос: «лучшие телефоны за прошлый год», может и такой: «лучшие смартфоны за 2018 год», или такой: «лучшие мобильные телефоны 2018». Все эти ключи должны быть на одной странице! Потому что цель у всех этих запросов одна.
Альтернативные форматы и поисковики
1. YouTube – второй по величине поисковик в мире
Ютьюб больше Baidu, Bing и Yahoo. Если вы думаете о видеоконтенте, вы должны думать о YouTube. Если вы не планируете заниматься видеоконтентом, вам все равно надо проверять выдачу этой платформы, чтобы понять, много ли людей ищут видео-ответы на вопросы, связанные с вашим бизнесом.
2. Помните, что в поиске находятся не только обычные тексты, но и изображения, новости и приложения
Понятно, что изображения как минимум не помешают любому сайту. Но для некоторых сфер подходящие картинки и фото – почти необходимость. Речь идет, например, о дизайне интерьеров или ремонте домов. Для многих запросов (особенно с мобильного) подойдет приложение. Если ваш стартап связан с политикой или технологиями, подключайте новостные порталы для правильного продвижения.
3. Google Maps для локального бизнеса
Google Maps – это огромное количество трафика для небольшой местной компании.
Ссылки
Да, ссылки все еще играют роль. Да, они все еще имеют большое значение для ранжирования.
Желательно сделать так, чтобы со временем ссылки появлялись сами. Без вашего участия.
Есть несколько способов:
- Публикации в социальных сетях (вначале ссылки появляются там, потом на тематическом сайте)
- Сарафанное радио
- Новости (когда статьи о вашем стартапе попадают на хорошие новостные ресурсы)
- Контент-маркетинг
- Видео, презентации и другой контент, который пользователям можно разместить на своем сайте. Речь идет о так называемом embedded content, когда в публикации есть специальный код, который можно легко скопировать на свой ресурс.
Конверсия
Тут нужно упомянуть вот о чем. Вероятность того, что посетитель выполнит полезное вам действие (отправит заявку, оставит свой email или телефон) во время второго, третьего или четвертого визита на ваш сайт на несколько сотен процентов выше, чем во время первого визита.
Посетители сайта конвертируются в клиентов с первого раза очень редко. Такое случается. Но на это не надо надеяться. Надо думать над тем, что нужно сделать, чтобы посетители сайта возвращались к вам вновь и вновь.
Вопросы и ответы
Ниже вы узнаете ответы на вопросы, которые часто задают Рэнду Фишкину создатели и руководители стартапов.
Лучше нанять консультанта, агентство или взять специалиста в штат?
Если SEO для вас важная часть продвижения компании, и вы планируете заниматься им столько, сколько будет существовать бизнес, ищите человека в штат.
Если поисковая оптимизация для вас – это то, что может принести пользу, но то, вокруг чего не стоит строить основную маркетинговую стратегию, нанимайте агентство ли консультанта.
Контекст или SEO?
Платные места в ТОПе заполучить легко. Они дорогие, но сделать свою компанию заметной в поиске можно очень быстро. По этой причине многие бизнесмены используют контекст, и он все время дорожает. Часто цена привлечения клиента едва оправдывает вложения в платную рекламу в поиске. Тем не менее, контекст можно использовать, если вы уверены, что ваша бизнес-модель в разы лучше, чем у конкурентов.
SEO требует времени. Нужно много вложений. Оптимизация – процесс, который длится шесть месяцев или год. Только потом инвестиции начинают окупаться. Поэтому очень мало людей думают об оптимизации как о долгосрочной стратегии. Зато потом они получают гораздо бо́льшее преимущество.
Можно ли ничего не делать и ждать, когда Google сам оценит сайт?
Нет. Категорически нет! Если постоянно не инвестировать в SEO, Google просто так не полюбит сайт. Подобное еще не случалось ни разу с теми, кто не сделал оптимизацию одним из главных маркетинговых каналов.
Социальные сети влияют на SEO?
Да. Но не напрямую. Люди переходят на ваш сайт по ссылкам в соцсетях и повышают поведенческие факторы (а это замечает Google). Упоминание названия стартапа в Facebook и Twitter ведет к брендовым запросам и заказам через «сарафанное радио». Но если вы думаете, что можно купить кучу лайков и твитов на Fiverr и наблюдать за ростом позиций и трафика, вас ждет горькое разочарование. Те 5 баксов, которые вы вложили в Fiverr (там все довольно дешевое), не окупятся!
Надеюсь, было полезно и понятно. Предыдущий мой перевод с Moz.com о том, как малому бизнесу можно и нужно соревноваться с крупными компаниями в органической выдаче, читайте тут.
Источник: v-zdor.com