Найти в Дзене
Graphic novels

Карандашные чудеса Варвары Помидор

В. Помидор, Д. Агапова «Путешествия по Эрмитажу. Царица тюльпанов». СПб.: Арка, 2018
В. Помидор, Д. Агапова «Путешествия по Эрмитажу. Царица тюльпанов». СПб.: Арка, 2018

Музейный комикс питерской художницы Варвары Помидор рассказывает камерную историю прогулки по нескольким залам Эрмитажа. Миниатюрная книга практически карманного формата впечатляет продуманностью деталей. Нескучный путеводитель для фантазеров, который заинтересует не только детей, но и взрослых.

Шестиклассник Ваня и ученица четвертого класса Тася случайно знакомятся в зале Рембрандта и обнаруживают, что способность подмечать детали помогает им перемещаться во времени. Они “оживляют” музейное пространство, которое превращается в место, где сосуществуют разные эпохи и культуры, где можно поиграть в арт-конструктор и создать собственного героя.

-2

Тася и Ваня совершают путешествие по картинам голландского мастера, знакомятся с самим художником и его возлюбленной Саскией. Авторы комикса показывают альтернативную реальность музея, от которой веет не скукой, а интересными открытиями. Рембрандт напоминает Ване Хаяо Миядзаки: “Вот у него тоже не бывает отдельно хорошего и отдельно плохого, доброго и злого, веселого и грустного – всё перемешано”. Это неожиданное сравнение стирает временную границу в три с лишним века.

Внимательному зрителю картины сами сообщают свои тайны. Идея “оживления” картин Рембрандта уже использовалась неоднократно в кино, многим наверняка знаком фильм Питера Гринуэя “Рембрандт. Я обвиняю!” об истории знаменитого “Ночного дозора” (1642).

Тася разговаривает с музейными экспонатами, делится мыслями с героями картин и даже успевает подружиться с Саскией-Флорой.

-3

Появление Царицы тюльпанов – ключевой момент комикса. Прежде чем попасть в мир этой картины, художница делает небольшую паузу – приглашает читателя-зрителя заглянуть в темноту за Саскией. Разноцветные кадры комикса сменяются монохромным разворотом, на котором можно различить лишь неясные очертания. Возможность глазу отдохнуть, чтобы снова окунуться в яркие краски.

-4

Мое знакомство с работами Варвары Помидор началось с черно-белых иллюстраций тушью к “Простодурсену” Руне Белсвика. Поэтому “Путешествия по Эрмитажу” приятно удивили буйством красок и свободной карандашной штриховкой. Варвара Помидор перерисовывает картины Рембрандта или их фрагменты в собственной стилистике. Порой они уходят за пределы листа, давая воображению возможность воссоздать недостающий фрагмент. Художница очень точно передает настроение каждой картины. Перед Тасей и Ваней разворачивается мрачный спектакль “Возвращения блудного сына” или трагическое “Прощание Давида с Ионафаном”.

-5

В конце комикса можно найти карту путешествия по музею с указанием всех упоминаемых произведений и несколько страниц с небольшими творческими заданиями, которые помогут интересно провести время – добавить в книгу личных впечатлений. Так Варвара Помидор предлагает читателю стать соавтором. Не только музей живой, но и книга, предлагающая совершить путешествие по его картинам-мирам, тоже живая. Необычная, яркая, для кого-то, возможно, странная, но созданная с огромной любовью и интересом к музею со всеми его чудесами.