Цветы на садовом участке, которые, как правило, достаточно высокие и могут быть сухими также свидетельствуют о наличии риска возникновения пожара?
Таким вопросом задался НСОПБ совместно с экспертным сообществом при подготовке заключения на проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О пожарной безопасности».
При рассмотрении предлагаемой редакции был выявлен ряд моментов, требующих доработки.
А именно:
Законопроектом предлагается введение института принудительного изъятия земельных участков при использовании таких участков с нарушением требований пожарной безопасности, что само по себе не входит в сферу регулирования 69-ФЗ.
Перечень конкретных нарушений требований пожарной безопасности, за неисполнение которых возможно принудительное изъятие участка, законопроектом не установлены. В соответствии со статьей 1 69-ФЗ требования пожарной безопасности могут устанавливаться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Таким образом, за любое, даже малозначительное, нарушение требований пожарной безопасности собственник может лишиться земельного участка. 🆘
Перечень документов, подтверждающих неисполнение предписания, законопроектом не определен. А законопроектом предусматривается информирование исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о неисполнении предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности земельного участка с приложением соответствующих документов.
Законопроектом предусматривается установление 69-ФЗ особенностей отчуждения земельных участков в связи с их использованием с нарушением требований пожарной безопасности. Вместе с тем, установление особенностей отчуждения земельных участков, в т.ч. порядок проведения публичных торгов, порядок прекращения прав на земельные участки, также не входит в сферу регулирования рассматриваемого закона.
Аналогичный предлагаемому законопроектом порядок отчуждения земельного участка предусмотрен статьями 54 и 54.1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ для участков, неиспользуемых по целевому назначению, или участков, используемых с нарушением законодательства Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрена возможность изъятия земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае неустранения в течение шести месяцев нарушений, указанных в предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Вместе с тем, учитывая особенность финансирования государственных и муниципальных организаций, не всегда представится возможность устранить выявленные нарушения в установленный срок.
Шестимесячный срок для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности в отношении земельных участков, находящихся в собственности граждан, также может быть не достаточен, в связи с тем, что
А) в зимнее время года многие собственники не имеют возможности находиться на земельном участке ввиду отсутствия на участке отапливаемого дома с водопроводом, или в связи с отсутствием подъездных дорог, обеспечивающих подъезд к земельному участку в зимнее время.
Б) в случае тяжелой болезни собственник - физическое лицо также может не иметь возможности устранить выявленные нарушения в срок. В) в случае смерти собственника земельного участка, процедура вступления в наследство занимает от 6 месяцев (в случае отсутствия судебных споров). Так, данный период тоже исключается из возможного для устранения предписания о нарушении требований пожарной безопасности.
и т.д.
Риск возникновения пожара в связи с наличием нескошенной травы, отсутствием защиты от зарастания сорной растительностью, неуборки мусора (указанными в пояснительной записке к законопроекту в качестве оснований для изъятия земельного участка) не подтвержден информацией об анализе уровня ранее причиненного вреда наличием таких нарушений на земельных участках различного назначения и не сопоставим с ущербом, который понесет собственник земельного участка при его изъятии.
Не определены характеристики травы для установления статуса "не покошена".
Не установлены критерии отнесения расположенных на участке вещей к мусору, требующему уборки во избежание вероятности изъятия земельного участка, а также объемы такого мусора на участке.
Не понятно, что является "защитой от зарастания сорной растительностью".
Таким образом, рассмотрев предлагаемую редакцию закона, НСОПБ её не поддерживает.