В любой профессиональной сфере без переговорных навыков не добиться успехов. Особенно наглядно умение договариваться проявляется при разрешении конфликтных ситуаций в бизнесе.
Там, где извлечение прибыли является основной целью, где на кону большие деньги, и статус «надёжные партнёры» в одночасье меняется на «непримиримых противников», медиация может оказаться незаменимым инструментом антикризисного управления.
Значение медиатора в споре
В деловой среде именно переговоры помогают избегать крайних проявлений конфликтов. Этот ежедневный бизнес-процесс даёт возможность участникам добиваться поставленной цели.
Именно цель и задачи отличают такое общение от обыденного (дружеского), которое можно прекратить в любой момент, не увязая в обсуждении проблемы. Другое дело – деловые переговоры, при которых каждый из партнёров пытается интересы оппонента пропустить через призму собственной выгоды.
Зачастую такое отношение мешает беспристрастному взгляду на ситуацию в целом. Кризис в отношениях нарастает, у оппонентов не остаётся ни правильных слов, ни способности трезво оценивать свои действия.
Выход из конфликта люди видят в обращении в суд. Нагрузка на судебные учреждения за последние годы значительно возросла. Дела по-прежнему рассматриваются не так быстро, как хотелось бы. К тому же не будем забывать, что судебные издержки – это серьёзные капиталовложения. Но во что? В «призрачные» ожидания? Ведь не секрет, что, например, взыскать долг с ответчика через суд бывает нереально трудно, либо неисполнимо. Практика такова, что большинство дел о банкротстве заканчиваются ликвидацией предприятий. До финансового «оздоровления» доходят единицы.
В сложившихся условиях именно медиация, как неотъемлемая часть антикризисного управления, может помочь сторонам лучше понять друг друга, найти переговорные возможности, убедить пойти на уступки и сохранить бизнес.
В отличие от судебной процедуры, построенной строго по букве закона, задача у медиации несколько иная. Важно довести стороны конфликта до взаимоприемлемого соглашения, по возможности, принять во внимание интересы всех участников, не оставить недосказанности.
Медиатор – ключевая фигура в споре. Исход дела во многом зависит от его личности. Опытный посредник, координируя кризисную ситуацию, даёт возможность сторонам самим найти «бескровный» выход. Для этого человек должен обладать медиативным чутьём и даже предвидением, уметь отстраниться от собственного личностного суждения и объективно смотреть на вещи, находить баланс между экономическими и юридическими интересами сторон.
Медиатор – это не доброй души человек. Это экспертный посредник в споре. Это тот профессионал, который способен определить, когда каждая из сторон ощутила свой «болевой порог», и в какой момент переговорный процесс зашёл в тупик. Его задача - уравновесить партнёров, услышать каждого, принять во внимание любые аргументы.
Иногда посредник настолько грамотно чувствует ситуацию, что бывшие противники начинают видеть друг в друге выгодных партнёров. Но это уже высший пилотаж.
«Скрытые резервы» медиации в антикризисном управлении
Безусловным плюсом применения медиации является исключение формального судебного подхода. Широта медиативных приёмов открывает перед сторонами конфликта большие возможности:
1) созидательный характер переговорного процесса позволяет максимально учитывать интересы участников спора, согласовать взаимовыгодные решения;
2) отсутствие лишней информационной шумихи сводит на нет репутационные риски предприятий, участники диалога имеют возможность продолжать свою текущую экономическую деятельность в привычном режиме, не теряя в прибыли, а переговорный процесс получает больше шансов на успех;
3) всеобщая заинтересованность в быстром и оптимальном результате экономит сторонам спора время и деньги, исключает судебную волокиту и формализм.
Проблемы, возникающие в отношениях кредитор-должник, не являются исключением. При своевременном внедрении медиации они также имеют реальные шансы на досудебное урегулирование.
Оценить перспективу внедрения медиации в антикризисное управление можно только через практику, через переговоры, понимание мотивов и интересов людей.
Законодательная база под развитие этого направления существует уже более 8 лет. Федеральный закон о медиации предложил рассматривать этот вид деятельности в рамках отдельной профессии – медиатора, которая пока, в большей степени, так и остаётся частью теории. Почему это происходит?
Связано это с тем, что уровень межличностного доверия в обществе по- прежнему ниже, чем в развитых европейских странах и США. Эта ситуация касается не только хозяйствующих субъектов, но и юридического сообщества, которое первым могло бы начать претворять идеи медиации в жизнь, но не спешит что-либо менять.
Причин такой нерешительности несколько:
· отсутствие механизма обязательного исполнения решений, выработанных в ходе медиативной процедуры;
· отсутствие гарантии конфиденциальности информации, доверенной медиатору для разрешения спора;
· отсутствие ответственности медиатора перед сторонами конфликта;
· и, в какой-то степени, боязнь практикующих юристов потерять часть прибыли от ограниченного участия в судебных делах.
Интересно, что первые попытки внедрения медиации терпели фиаско практически везде, где предпринимались. В Англии, Австралии, Новой Зеландии и Канаде основным противником реформы выступало адвокатское сообщество. США предложило новый подход: только весомые причины, исключающие переговорный процесс, могут повлиять на отмену обязательной досудебной процедуры.
В России об альтернативных способах урегулирования конфликтов общество по-прежнему недостаточно информировано. Поэтому процедура медиации в России до сих пор остаётся недооцененной и широко не применяется. Универсальные ключевые моменты, которые предлагает закон о медиации, способны решить данную проблему и вывести медиацию на новый уровень.
Медиация – это ещё один набор инструментов для антикризисного управляющего. Научиться им пользоваться – значит сделать свою работу ещё более эффективной, научиться лучше понимать оппонентов и понижать градус недовольства в свой адрес. И, как бы это, на первый взгляд, странно не звучало, но для специалиста, который по роду деятельности постоянно находится в гуще конфликтов интересов, это своего рода путь к поддержанию себя в рабочей форме, психологическому комфорту и сохранению здоровья в профессии.
Если у вас есть проблема, помните, ее зачастую можно решить переговорами. Получить консультацию по этому вопросу, а также по многим другим можно у экспертов прямо сейчас