Найти в Дзене
Журнальчик

Танк Николая II

Оглавление

Царь-танк — боевая машина, разработанная Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 гг. (также известен как Нетопырь, Летучая мышь, Танк Лебеденко). В разработке также принимали участие Н. Жуковский и его племянники, Б. Стечкин и А. Микулин. Танком эта машина не являлась, а представляла собой колёсную боевую машину. Постройка и испытания танка проводились в 1915 году.

Инженер Лебеденко написал императору Николаю II, что может построить боевую машину, которая изменить ситуацию на русско-германском фронте.

Тактико-технические характеристики

  • Длина корпуса – 17,8 м .
  • Ширина – 12 метров.
  • Высота – 9 метров
  • Боевая масса – 60 тонн
  • Тип брони – стальная катаная.
  • Тип двигателя – «Майбах»: авиационный, карбюраторный, высокооборотный.
  • Вооружение –  два капонирных орудия калибра 76,2 с боекомплектом на шестьдесят выстрелов, плюс несколько пулемётов «Максим» калибра 7,92
  • Проектная скорость – 17 км/ч
  • Экипаж – 15 человек.

Первая модель

Николай II пригласил инженера к себе для демонстрации модели.Трехколесная деревянная тележка с пружинным приводом от граммофона резво ездила по ковру, преодолевая различные препятствия. Император был в восторге и проект получил высочайшее одобрение. Николай II выделил 210 тыс. рублей из собственных средств (по тем временам огромная сумма) и лично следил за строительством.

Испытания

В августе 1915 года состоялись первые испытания. Царь-танк тронулся с места, съехал с бревенчатого настила, и вдруг остановился. Задний каток угодил в глубокую яму. Водитель давил на газ, но все было напрасно. Танк застрял. Сказалась ошибка в расчетах. Большая часть веса машины пришлась на хвостовик. Передние колеса рыли землю, но не могли вытащить каток из ямы. Итог испытаний: танк Лебеденко не пригоден для езды по пересеченной местности.

Царь-танк  на испытаниях, 1915 год.
Царь-танк на испытаниях, 1915 год.

Огромные размеры, тонкая броня и крайне малая мощность двигателя Царь-танка, делали проект очевидно не имеющим перспектив. Шла война, денег на доработку проекта в казне не было, и проект решили свернуть.

Теория заговора

Относительно проекта Царь-танка существует теория заговора. По ней предполагается, что заведомо провальный проект машины усиленно лоббировался в Генеральном штабе высокопоставленными должностными лицами, действовавшими в интересах Великобритании. Эти же чины, в соответствии с этой версией, «похоронили» проект «Вездехода» Пороховщикова, чертежи которого впоследствии попали в Англию и легли в основу первых английских танков. Общая схожесть формы корпуса Вездеходов и танков Mk I говорит в пользу этой гипотезы. Однако данная версия не имеет никаких документальных подтверждений, к тому же схемы гусеничного движителя Mk I и «Вездехода» сильно отличаются друг от друга.

Судьба и отражение в культуре

Царь-Танк несколько лет простоял в лесу вблизи села Орудьево (МО г. Дмитров). Сдвинуть его с места не было никакой возможности. Хотя отчаянные попытки неоднократно предпринимались. И в 1923 году, уже при новой власти, он был разобран на металлолом.

В 2010-х годах был создан полноразмерный макет машины.

Макет Царь-танка в Музее танка Т-34 в подмосковном Дмитрове.
Макет Царь-танка в Музее танка Т-34 в подмосковном Дмитрове.

Создатель культовой саги «Звездные воины» Джордж Лукас вдохновился проектом русского Царь-танка и придумал на его основе межпланетный дроид-танк «IG-227 Hailfire».

IG-227 Hailfire
IG-227 Hailfire