Уполномоченный по правам человека в Хакасии Андрей Шулбаев не увидел ничего противозаконного в выселении из дома жительницы Орджоникидзевского района Татьяны Белошапкиной. Наряду с этим омбудсмен добавил, что не может помочь женщине.
"Не думала, что стану бездомной" - жительницу Хакасии с детьми выселили на улицу"
Напомним, вещи, мебель и бытовую технику Белошапкиной - все что было нажито за долгие годы - в одночасье выкинули на улицу. Сначала женщина ночевала где придется. Позже, когда осознала всю сложность ситуации, обосновалась у дочери. Собственной крыши над головой у Татьяны сейчас нет. Но заручиться поддержкой на местном уровне ей не удается.
"Уважаемая Татьяна Николаевна! Рассмотрев вашу жалобу-обращение от 18.06.2019 года, а также представленные вами и вашим представителем материалы, уполномоченный по правам человека в Хакасии сообщает: Кооперативная недвижимость в советский период строилась при помощи взносов пайщиков, которые постепенно вносили средства на её возведение, либо, как видно из представленных материалов, жилой дом № 18 по ул. Мелиораторов в пгт. Копьево, был построен за счёт собственных средств строительного кооператива «Вариант», реорганизованный впоследствии в Строительно-производственный кооператив «Вариант».
Данный жилой дом был построен кооперативом для использования его в хозяйственной деятельности кооператива, как видно из решения Орджоникидзевского районного суда от 30.12.2013 года. Указанное жилое помещение было предоставлено председателем кооператива «Вариант», по решению членов кооператива, для проживания Белошапкину А.В. (работающему в тот период времени в кооперативе по трудовому договору водителем) и членам его семьи. Однако в качестве застройщиков дома № 18 по ул. Мелиораторов в п.г.т. Копьево Ваша семья не выступала и какого-либо вклада в строительство жилого дома не вносила.
Граждане, желающие построить жильё при помощи собственных средств, не дожидаясь выделения квартиры государством, становились членами строительных кооперативов и вкладывали деньги в объект недвижимости. Строящийся дом являлся собственностью строительного кооператива до полного погашения пая, после погашения всей суммы за пайщиком закреплялось право владения конкретным помещением, входящим в кооперативный дом. Таким образом, кооперативный дом — это не государственное и не муниципальное жильё, в связи с чем, о процессе приватизации, либо о безвозмездной передаче в собственность граждан такого жилого помещения говорить неправильно. Понятие «бесплатной приватизации» не согласуется со статусом кооперативной квартиры. За квартиру, член кооператива выплачивал определённую сумму, то есть фактически строил жильё за собственные средства.
Как видно из представленных документов ни Вы, ни Ваш супруг членами строительного кооператива не являлись, а стать собственником жилого помещения возможно было выплатив кооперативу стоимость этой квартиры. Собственником кооперативной квартиры становится исключительно тот гражданин, который являлся членом кооператива и выплачивал пай. Без справки о выплате пая, только при наличии одного ордера на жилое помещение оформить жилое помещение в собственность не представляется возможным.
В 2013 году Орджоникидзевским районным судом было вынесено решение об отказе в удовлетворении Ваших исковых требований к Строительно- производственному кооперативу «Вариант» о признании в силу приобретательной давности права собственности на жилое помещение. В соответствии с ч.2 ст.13 Закона Республики Хакасия «Об уполномоченном по правам человека в Республике Хакасия» № 63-ЗРХ от 09.07.2010 года, Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет правительство Российской Федерации, организаций федерального подчинения, органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в Республике Хакасия, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, организаций в Республике Хакасия, за исключением случаев, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, организаций федерального подчинения, в судебном либо административном порядке и имеются вступившие в законную силу решения суда.
Таким образом, изучив представленные документы, прихожу к выводу об отсутствии нарушений Ваших прав на указанное жилое помещение. Соответственно оказать Вам помощь в приобретении права собственности на квартиру № 2 вд. № 18 по ул. Мелиораторов в п.г.т. Копьево, не представляется возможным)", - говорится в ответе уполномоченного по правам человека в РХ.
"Мы были уверены, что эта квартира выделена на века, а не как временное жилье, которое могут отобрать в любую минуту. Председатель кооператива Владимир Громыко обещал, что муж пять лет поработает в кооперативе и квартира будет его", - пояснила 19rus.info Татьяна Белошапкина.
В мае 2014 года, по словам Татьяны, руководитель строительно-производственного кооператива «Вариант» обратился в суд с иском о принудительном выселении семьи из квартиры.
"Обратите внимание, что строительно-производственный кооператив "Вариант" это не тот кооператив, что выдал нам квартиру. То есть не правопреемник. Это новое объединение. На каком основании они могут претендовать на жилье?" - задается вопросом Татьяна.
Официальная причина, как утверждает женщина, у предприятия возникла необходимость в продаже помещения. В результате длительных споров и судебных тяжб в 2017 году квартира Татьяны была продана. Строительно-производственный кооператив "Вариант" (председатель - Владимир Громыко), как следует из договора купли-продажи, продал спорное жилье гр-ну Громыко Денису Владимировичу.
"Мы и знать не знали, что квартиру продали. Узнали только спустя год после сделки. Видите ли, право собственности на нее было оформлено в то время, когда шли суды. Но мы-то подали иск, когда квартира была ничьей. Почему суд это не берет во внимание?" - спрашивает Белошапкина.
Как итог - сегодня женщина вынуждена обивать пороги чиновников в надежде вернуть дом, в который долгие годы вкладывала и деньги, и душу. К уполномоченному по правам человека Андрею Шулбаеву она направила повторное обращение.
"Возможно, вы будете возмущены всем тоном моего обращения, но при рассмотрении данной жалобы и очередных обращений пытайтесь поставить себя на место граждан, проходящих все эти круги ада по явной, умышленной вине правонарушителей, попирающих Конституционные права и свободы граждан, которые вас поставили защищать.
И в данном обращении не идет речь о якобы наших притязаниях на собственность владельцев кооператива СПК «Вариант», проблемы которого, их решение и защита не входит в вашу компетенцию", - говорится в повторном обращении Белошапкиной омбудсмену.
Напомним, что уполномоченным по правам человека в РХ Андрей Шулбаев был назначен сравнительно недавно, в конце мая этого года.
Хакасия наконец-то обрела уполномоченного по правам человека