Знаете, настал тот момент, тот самый значимый момент, момент новой рецензии, но значимый он не по этому, а потому на какую игру эта рецензия. Она на одну из списка долгостроев геймдева, DayZ иль DayZ Standalone. Почему она в списке долгостроев? Потому что она появилась в далёком декабре 2013 года, и сразу же в раннем доступе. На то время там был такой унылый функционал, что я забыл про эту игру почти на два года, только в конце осени 2015 года я вернулся в её объятья. И знаете что, зря, абсолютно зря, ведь единственное что там поменялось, это оптимизация, её стало чуть больше. Да, я время от времени следил за игрой до самого её релиза, представляете, у неё даже состоялся официальный релиз и она покинула стадию раннего доступа и перешла в стадию стабильной версии, и тут я подумал, я так в неё давно не играл, давайте-ка я её скачаю и посмотрю что да как там. Я скачал и погрузился в дивным мир Чернорусской республики… Но рассказ мы начнём с самого начала, из далёкого 2012 года… Когда только появились первые версии модификации под названием DayZ Mod для ArmA 2.
Для начала начнём что DayZ Mod была бесплатной модификацией к Arma 2. И спустя некоторое время после выхода, смогла поднять продажи оригинальной игры аж на 500%, согласитесь, неимоверный успех? Но с другой стороны, толпы живых(или мёртвых?) зомби не казались новинкой на рынке игр. Они были уже довольно популярны, например были такие знаменитые игры как Resident Evil, Left 4 Dead или даже 2D-игра под всем известным названием, Plants vs. Zombies. Но что такого особенно было в этой модификации, что она смогла привлечь настолько много игроков и остаётся популярной до текущего времени. Что бы прочувствовать весь смысл игр, в неё стоило поиграть, ведь там была атмосфера. Атмосфера всеобщей гибели и хаоса. Везде была смерть, на каждом шагу она ждала тебя и твоих друзей. Этой смертью могло быть что угодно, от голода и жажды, до укосов зомби и попадания в засады других игроков…
И так, Черноруссия, одна из республик которая образовалась после распада страны с таким грозным названием «Союз Советских Социалистических Республик» или коротко «СССР». Да, название очень сильно напоминает другое место, Черногорию, но нет, это совсем другое место, Черногория хотя бы настоящее место. После развала союза этой прекрасной когда-то стране досталось двести двадцать квадратных километров или около того, все они были покрыты деревьями, было очень много холмов, немного озёр. И на всём этом располагалось несколько десятков маленьких деревень и парочка крупных городов. Про военные базы можно и не говорить, и конечно не много, но они достаточно крупные для такой маленькой республики. Да, если следовать лору самой игры Arma 2, эта страна повидала даже войну, но она много где была после развала союза, но суть не об войне, суть о том что было дальше, о кромешной тьме и аду который наступил на этой прекрасной земле.
Жизнь в этом бренном мире остановилась, по дорогам теперь не двигается транспорт, в магазинах нет посетителей, в домах по ночам не горит свет, а на улице ближе не собираются толпы людей в костюмах от Adidas не щелкают жаренные семечки которые купили у старенькой пенсионерки за углом. Но знаете, по сути-то в городах и маленьких деревушках, везде где жили когда-то люди жизнь продолжила кипеть. И нет, это уже не люди, это мертвецы, которые передвигаются, ползают и прыгают по тёмным переулкам городов, которые когда-то были светлыми и наполнены жизнью. Черноруссия стала страной мертвецов, в прямом и переносном смыслах. Но, среди этих толп мертвецов есть выжившие, десятки выживших… Они почему-то мне напоминают Беара Гриллса, одни, на берегу острова с минимальным запасом провизии. Только здесь вам выдали еще пистолет Макарова и парочку обойм к нему. И одна задача, прожить как можно дольше в этом бренном мире, мире живых мертвецов, задача не стать такими же как они… Но все ли смогут выполнить это задание? Сомневаюсь. И все они направляются в ближайшие населённые пункты и заходят в заброшенные дома и магазины, пытаясь обходить когда-то местных жителей. Заходят и видят кровь, опрокинутую мебель, но это их не пугает… Они хотят поживится, поживится всем чем найдут и всем что может пригодится потом. Еда, вода, патроны, а может им даже повезёт и они найдут какое либо оружие, например ружьё деда который теперь ходит в огороде и рычит. Ну а если это большой город, то они заглянут и в местную больницу, ведь медикаменты никогда не будут лишними в этом мире. Да, они могут спрятаться в массивных лесах Чернорусской республики, но это не надолго. Ведь голод, жажда, погода и другие обстоятельства всё равно вынудят их зайти в место где когда-то жили люди. Если у него есть оружие, то он может зайти и перестрелять всех зомби в округи, но скорее всего у него быстрее закончатся патроны к его оружию чем толпы зомби, ведь они сбегаются со всей округи на звуки выстрелов, и через пару минут он будет бежать от нескольких зомби, но бежать нельзя вечность, так что рано или поздно, зомби его настигнут, и его бренное существование на этой земле закончится… Наверное он не об этом мечтал…
Само собой в этом мире осталось немного транспорта, который можно починить, но для этого потребуется потратить много времени и сил. Ведь её надо собрать по частям, и этих частей довольно много. Транспорт есть любых разновидностей, от простых машин заканчивая транспортными вертолётами. Легче всего восстановить транспорт со своими друзьями, ну и к тому же так веселее. Да и вообще, играть с друзьями в эту игру гораздо легче, ведь всегда есть человек которому можно доверится и он поможет тебе в любой ситуации. По одиночке собирать полезные вещи в мире довольно опасно, и когда начинает мигать индикатор голода и жажды, ты понимаешь что мораль отходит на второй план, и вот, в прицеле твоей винтовки или ружья уже другой человек, у которого возможно есть много хороших вещей, которые позволят прожить тебе еще немного времени, ведь ты используешь их рационально а он нет, и ты жмёшь на курок… Выстрел и тишина, один труп, один выстрел. Ведь в этом мире патроны дороги так же и твоя жизнь. Ведь встречи с другими выжившими людьми несут огромную опасность и кучу других проблем, и договорится здесь скорее всего не получился, ведь преимущество имеет всегда тот кто первый нажмёт на курок своего оружия. Ведь союзы в этом мире очень не практичное дело, и первое что делают все одиночки встречая друг-друга, пытаются обойти друг-друга как можно дальше.
В игре симулируется более-менее реалистичные голод, жажда, болезни которыми можно заболеть и умереть если вовремя не вылечится, переломы и прочие повреждения конечностей вашего персонажа, и даже присутствует шок и обморок. Но главный параметр здоровья игрока, это кровяное давление персонажа. Чем оно ниже, тем вашему персонажу будет хуже. Оно будет убывать при получении любых ранений, начиная от ударов/укусов зомби заканчивая полученными ранениями в перестрелках с другими выжившими. По этому надо чаще посещать больницы и медицинские пункты в местах где они имеются, набирать бинтов и жгутов, пакетов с кровью, морфина и так далее. Ведь бинт поможет остановить кровотечение, жгутом можно перемотать сломанную конечность, морфином убрать боль а с пакетом кровью я думаю понятно что делать, но для его использования понадобится помощник, ибо самому себе кровь перелить нельзя. Но можно все сделать немного по другом, поесть, или же пойти и застрелить кабана или другую живность, приготовить и съесть. Это немного восполнит ваши жизненные показатели. Иногда появляется мысль о суициде и начать всё заново. Но когда ты осознаёшь ты проделал такой огромный путь по этому миру, у тебя очень много чего полезного чем ты дорожишь, ты сразу думаешь о том как бы прожить хотя бы еще пару часов. Но если ты умрёшь, все твои вещи останутся там. Нет, ты конечно можешь попробовать добежать до места гибели и забрать всё что оставил там, но в популярных местах скорее всего ты уже ничего не найдешь, ведь всё это заберут другие игроки которые будут в твоём районе во время твоей смерти. Но с друзьями конечно же всё проще, ведь они могут подобрать всё с твоего уже холодного тела и отдать потом тебе, когда вы снова встретитесь. В этом мире можно жить достаточно долго, но смерть настигнет всех когда нибудь, ждёшь ты этого или нет. Упадёшь с уступа, сломаешь ноги и не убежишь от толпы зомби или же попадешь в засаду таких же игроков как ты и погибнешь от снайперской пули за пару сотен метров.
DayZ учит вас терпимости, учит тому что не надо бежать на звуки перестрелок как в шутерах, не бежать на встречу первым попавшимся людям. Это всё может закончится плохо. Даже если вы видите что мимо вас проносится выживший и за ним толпа зомби, не надо бежать и помогать ему. Лучше подождите пока его загрызут, а потом тихонько заберите с него вещи, ведь человек человеку волк, а вот зомби зомби зомби друг другу всё же зомби. Оружия в игре довольно много, но найти хорошее оружие не так уж и легко. Нет, вы конечно можете ходить с оружием вашего деда, например двухствольным дробовиком. Но лучше всё же сходить на объект закрытого типа, на пример на ближайшую военную базу и найти там карабин M4 или автомат из семейства Калашникова. Из этого мира никто не уйдёт обиженным, ведь здесь каждый час получаются десятки интересных историй которые иногда даже не стыдно рассказать друзьям.
А теперь мы перейдём к самой игре которую мы сегодня обсуждаем, и нет, это не DayZ Mod, а полноценная игра, DayZ или DayZ Standalone, как кому угодно. Эта игра вышла довольно неожиданно для игрового сообщества, во время выхода стоила 999 российских рублей и была под версией 0.25 альфа. Сейчас игра уже стоит 1199 рублей и имеет стабильную версию 1.04. Это говорит о том что игра прошла через многое.
Самое главное это то что разработчики переработали игровую карту, прежняя версия не особо подходила для выживания. Теперь большинство зданий стали доступны для того что бы в них заходить, предыдущая версия карта была из стандартной игры Arma 2 и предназначалась для масштабных боёв в городах, лесах и полях, но точно не для выживания мелкими группами в зомби апокалиписисе. А так же добавили новые большие города, деревушки и военные базы. В этой игре разработчики заложили идею исследования местности, а не только стандартное PvP между игроками. Еще в этой версии добавили функцию одевания персонажа, в моде мы могли надеть только целый костюм, здесь же мы надевать и снимать куртку, кроссовки и так далее. Одеваться как вашей душе угодно. Обновился инвентарь, он стал не таким загруженным и интуитивно понятным любому игроку, наконец-то добавили функцию «Drag and Drop», это ускорило сбор вещей. Теперь каждая вещь занимает определённое количество ячеек, а не одну как это было в моде. Информация о вашем персонаже, такая как голод, жажда и так далее уехали с главного экрана в инвентарь, и теперь увидеть их можно только открыв инвентарь.
Атмосфера заметно похорошела по сравнению с модом. Теперь мы можем услышать пение птиц и шуршание листвы в лесу, города стали выглядеть еще лучше. Давая понять что в этом мире уже нет той цивилизации которую мы знали, она погибла, теперь есть только смерть, и её очень много. Вы можете развести костёр в лесу, подстрелить животное и приготовить на костре, да, это было в моде, но здесь это выглядит как-то более естественно, более атмосферно. Обновили так же механику ведения боя, теперь у вас есть кулачный бой, можете отбиваться от зомби кулаками, это очень крутое новшество, его очень не хватало в моде. Оружие конечно тоже имеется, даже не огнестрельное. Например биты и топоры, вы тоже можете ими отбиваться или даже атаковать ничего не подозревающих противников. Ввели систему покраски оружия и обвесов, теперь здесь нет десятка одинаковых стволов но с разными обвесами, вы можете найти M4, потом найти на земле ACOG и прицепить его к ней. Или же застрелить другого игрока, и залутать например с него глушитель, если он конечно подойдёт. Графика тоже заметно похорошела по сравнению с модом, теперь она кажется более приятной глазу. Хотя оптимизация это всё еще главная проблема игры, ведь даже после релиза она подлагивает на очень хороших компьютерах. Про баги можно и умолчать, разработчики из Bohemia Interactive всегда славились своими багами, так что и DayZ Standalone не обошлась без них, можно сказать что вся игра один большой баг, который со временем исправляют, и у них это выходит.
Что же по новому функционалу в этой части? Он есть, и его достаточно много. Как я уже говорил, переработанный инвентарь и система одежды, оружия и боя. Но так же довольно сильно переработали транспорт, теперь его стало гораздо меньше, не только видов, но и вообще встретить его стало намного сложнее, и собрать стало намного сложнее. Теперь надо найти гораздо больше частей, например двери для вашей Нивы или Волги. Так же добавили диких животных, нет, они конечно были, но добавили совершенно новых, которые могут быть опасны для вас. Это волки и медведи, сочувствую я тому человеку который встретит их в лесу в одиночку. Так же игра позволила строить небольшие базы для игроков, ну как сказать не больше, всё что вы сможете построить, стройте. Ведь материалы для строительства тоже очень редки, но не так редки как запчасти для техники. Кстати, убрали вертолёты, пока что, может быть потом их вернут. И еще очень важное нововведение, новый игровой движок, теперь это Enfusion, новая ступень игровых движков от BI. И он довольно хороший, лучше оптимизация, лучше анимации и так далее. Игроки остались довольны.
Но я не скажу что остался доволен я, ибо это совсем не то чего ожидаешь от игры такого уровня. Там почти осталось всё тоже самое что было в моде, и-то, некоторые вещи были добавлены спустя некоторое время после релиза, а в моде они были сразу же. Зомби осталось всё так же мало, иногда становится такое ощущение что это вовсе и не зомби-апокалиписис. А просто напоминает Чернобыль, не хватает только громкоговорителей со словами «Внимание-внимание, внимание-внимание…». Зомби всё такие же унылые и забагованные, с ними нет желания драться. Ведь они спокойно могут ударить тебя будучи спиной или сквозь стену, и да, главная фишка зомби никуда не делась, они всё так же умеют проходить сквозь стены. Но знаете, всё это даже не может перебить нововведение, мастерская Steam. Там появилось куча модификаций, теперь можно сделать даже из DayZ какой нибудь STALKER, но всё же. Они не исправляют баги, а это очень жаль. Так что мой вердикт таков, если ты любишь выживание, зомби и жопа-боль, покупай эту игру. Но будь готов к многочисленным багам и неожиданностям.
Моя оценка: 7.2 из 10
Roman «tElore» Kuleshov