17 февраля 1600 года в Риме трагически закончил свою жизнь на костре итальянский философ и ученый Джордано Бруно. Со школьных учебников история повествует нам о беспримерном конфликте тогдашней Католической Церкви и этого мыслителя. О конфликте, завершившемся победой «жестокой и реакционной» Церкви, подавлявшей, как нам преподносилось на уроках истории, любое научное свободомыслие.
Как оно было на самом деле? Не совсем так или совсем не так? Пал ли Бруно невинной жертвой религиозной темноты и невежества тех времен? Что интересно, говорит об этом сама Католическая Церковь?
Кардинал Анджело Солано в 2000 году, на 400-летие смерти Джордано назвал казнь философа «печальным эпизодом» и не более того. Кардиналом было указано на правильность действий инквизиторов, которые по его словам, «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь».
Папа Римский также отказался от рассмотрения вопроса о реабилитации Бруно. Уже любопытно, почему? Почему, Католическая Церковь, ставшая вполне терпимой и официально принесшая свои извинения за другие свои «злодеяния» в виде крестовых походов и т. д., признала действия инквизиторов 400 лет назад в отношении Бруно верными и правильными? Так за что в итоге его казнили?
Спустя 400 лет, нам сложно найти ответы на эти вопросы. Но некоторые факты из жизни ученого проливают свет на то событие.
1. А был ли Бруно ученым? Учебники нам говорят, что он придерживался и активно проповедовал идею гелиоцентризма, т. е. идеи, о том, что солнце находится в центре вселенной, а Земля вращается вокруг него. Но чтобы стать ученым этого не достаточно. Истории науки не известны расчеты, эксперименты или открытия, дошедшие нам от Джордано.
2. Казнили ли Бруно за идею гелиоцентризма? В дошедшем до наших дней приговоре суда не упоминается гелиоцентризм и наука вообще! Более того, в то время гелиоцентрическая теория не была еще запрещена инквизицией.
3. В дошедших до настоящего времени источниках, в т. ч. написанных трудах, а также протоколах допросов Бруно, преобладает информация об откровенном мистицизме взглядов философа, пропаганде им магии в целом и необходимости возврата к магической религии Египта, серьезном извращении фактов Священного Писания. Исходя из этого, Джордано представляется более всего мистиком того времени. Вероятнее всего, за свои нелепые и пугающие религиозных современников идеи, от которых он так категорически и не отказался в ходе предварительного 6-летнего тюремного заключения и следствия, Бруно и был казнен тогда на площади Цветов в Риме.