В этой статье я хочу рассказать о том, что такое центровка вертолёта и на что она влияет.
Центровка вертолёта - это положение центра масс вертолёта относительно втулки несущего винта. Центровка бывает вертикальной, поперечной и продольной.
Дело в том, что весь вертолёт висит на несущем винте и крепится к винту лишь в одном месте, на валу, идущему от главного редуктора к втулке винта. Расстояние от этой точки крепления и оказывает влияние на управление.
Вертикальная центровка - это расстояние по вертикали, от плоскости вращения несущего винта до центра масс вертолёта. Её в эксплуатационных ограничениях не учитывают, но когда она изменяется это очень ощутимо.
Первый полёт с грузом на внешней подвеске это нечто, до того как подцепят груз — это один вертолёт, а после подцепки груза другой. Вертикальная центровка сильно смещается в зависимости от веса груза.
Поперечная центровка - это, грубо говоря, расстояние вправо и влево от оси вращения несущего винта. (Чтобы было понятнее тем, кто не в теме, потому что они моя целевая аудитория).
Ни разу не замечал какого-то сильного влияния от изменения поперечной центровки. В эксплуатационных ограничениях она тоже не учитывается.
Продольная центровка - это расстояние вперёд и назад от оси вращения вала несущего винта.
В первый раз я столкнулся с этим понятием на первой лётной практике, в эскадрилье была старенькая восьмёрка, на которой возили генералов. Сзади в этом вертолёте был установлен биотуалет, из-за которого центр масс смещался назад и вертолёт летал с гордо поднятым носом.
Эта центровка учитывается в эксплуатационных ограничениях и оказывает большое влияние, как видно из картинок, потому что при определённых условиях ручка управления может стать на упор, и в такой ситуации лётчик может оказаться беспомощным, я думаю, что поэтому перед каждым взлётом с новым вариантом загрузки проверяется и центровка.
Если вам интересно, что бывает когда выходят за пределы ограничений по центровке, я оставлю ссылку ниже.
Если статья была интересна, то переходите на канал и подписывайтесь.
Статья о нарушении центровки:
Почему не стоит обманывать лётчика с весом багажа. Отвечает пилот