Найти тему
Лётчик-вертолётчик

Что такое центровка вертолёта и с чем её едят

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

В этой статье я хочу рассказать о том, что такое центровка вертолёта и на что она влияет.

Центровка вертолёта - это положение центра масс вертолёта относительно втулки несущего винта. Центровка бывает вертикальной, поперечной и продольной.

Дело в том, что весь вертолёт висит на несущем винте и крепится к винту лишь в одном месте, на валу, идущему от главного редуктора к втулке винта. Расстояние от этой точки крепления и оказывает влияние на управление.

Вертикальная центровка - это расстояние по вертикали, от плоскости вращения несущего винта до центра масс вертолёта. Её в эксплуатационных ограничениях не учитывают, но когда она изменяется это очень ощутимо.

Первый полёт с грузом на внешней подвеске это нечто, до того как подцепят груз — это один вертолёт, а после подцепки груза другой. Вертикальная центровка сильно смещается в зависимости от веса груза.

Поперечная центровка - это, грубо говоря, расстояние вправо и влево от оси вращения несущего винта. (Чтобы было понятнее тем, кто не в теме, потому что они моя целевая аудитория).

Ни разу не замечал какого-то сильного влияния от изменения поперечной центровки. В эксплуатационных ограничениях она тоже не учитывается.

Продольная центровка - это расстояние вперёд и назад от оси вращения вала несущего винта.

В первый раз я столкнулся с этим понятием на первой лётной практике, в эскадрилье была старенькая восьмёрка, на которой возили генералов. Сзади в этом вертолёте был установлен биотуалет, из-за которого центр масс смещался назад и вертолёт летал с гордо поднятым носом.
Источник Яндекс картинки. Здесь показано какое полете занимает вертолёт в зависимости от продольной центровки.
Источник Яндекс картинки. Здесь показано какое полете занимает вертолёт в зависимости от продольной центровки.

Эта центровка учитывается в эксплуатационных ограничениях и оказывает большое влияние, как видно из картинок, потому что при определённых условиях ручка управления может стать на упор, и в такой ситуации лётчик может оказаться беспомощным, я думаю, что поэтому перед каждым взлётом с новым вариантом загрузки проверяется и центровка.

Если вам интересно, что бывает когда выходят за пределы ограничений по центровке, я оставлю ссылку ниже.

Если статья была интересна, то переходите на канал и подписывайтесь.

Статья о нарушении центровки:

Почему не стоит обманывать лётчика с весом багажа. Отвечает пилот

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц