Я очень сильно ждал эту игру. Был впечатлен концепт-артами, мрачной атмоферой в роликах... К тому же мне очень нравилась подача детективов о Шерлоке Холмсе от Frogwares. И когда я первый раз увидел трейлер игры, понял, что это такой же детектив, только более экспериментальный. Сюда впилили и RPG-элементы, и открытый мир, и хоррор и прокачку... Напрягло, конечно, но страсть к приключенческим нелинейным играм пересилила. В итоге получился фактически тот же Шерлок Холмс (черт, даже герой чем-то на него похож - прим.), только депрессивный, с вавкой в голове и без Ватсона. Зато теперь не только дела расследует, но и играет роль местного экзорциста, изгоняющего тварей из подвалов и складов. Правда, не молитвами, а огнестрелом. Закрыв глаза на разгромные рецензии и всевозможные низкие рейтинги, предлагаю разобрать игру по полочкам. Но без спойлеров. Все-таки игра вышла совсем недавно.
Замученный видениями и галлюцинациями детектив Чарльз Рид приезжает в Окмонт, чтобы выяснить причину своих расстройств. Но не все так просто: чужаков в затопленном городе канонично недолюбливают, а помочь герою могут, если только он решит чужие проблемы. Отсюда сюжет и начинает вертеться... Система майндмеппинга в отличие от "Шерлока" поменялась и стала более простой. Нелинейный исход по-прежнему есть и расследования можно переиграть в 2-3х вариациях. Правда, здесь истины нет, поэтому кнопка самопроверки из предыдущих игр Frogwares отсутствует. Кто блефует, а кто искренен - решать игроку. Вы можете спокойно отыграть даже роль подонка: любое решение имеет самые незначительные последствия в виде заметок и видеороликов. Последние порой бывают жутковатыми: приходишь отоспаться, а к тебе призрак убитого подходит, и за "обнимашками" тянется... К основной "сюжетке" претензий нет, затягивает, даже иногда интригует, а в конце... жестко и неприятно обламывает. Сильно портят впечатление от игры те самые нововведения, которые я перечислял выше. Рассмотрим же их поподробнее.
Вы - чужак. Вас никто не любит. Никто за "спасибо" не будет вам помогать. Это значит, что и навигацию в городе вы будете осваивать сами. Мониторить карту, искать адреса.. И добираться на них пешком или на лодке. Точки перемещения, как и в любой другой игре с открытым миром здесь есть, но расставлены они довольно убого: чтобы их открыть, понадобится приличное количество времени, которое мы могли бы потратить на раскрытие дел. А пока, первую часть игры вы будете шататься по различным районам "американской Венеции", открывая телефонные будки. Вот здесь тлен и безысходность, нищета и разруха, а вот, смотрите, там элитные дома и графья разгуливают в дорогих костюмах... На первый взгляд, в эту историю можно поверить, но как только подходишь рассмотреть поближе - и вот иллюзия живого города рушится на глазах... Во многом тут виноваты "болванчики", которые просто ходят по своим waypoint'ам "тудым-сюдым". Только модельки разные: богатые, бедняки, "рыбомордые", сектанты...
Иногда город даже жалко пытается имитировать жизнь: вот торговец зазывает в лавку, а купить ничего нельзя.. А вот газетчик размахивает прессой перед носом: "Купите газетку, милчеловек", - аналогичная ситуация... А вот один другому в подворотне пистолетом угрожает... В тот момент, когда ты решаешь заступиться и попадаешь лопатой по хребту наглецу, почему-то оба резко пугаются и убегают в ужасе, поносЯ нас всякими словами. А у героя сокращается полоска рассудка. После этого понимаешь, что это примитивная, постановочная, абсолютно неинтерактивная оболочка. Надо ли говорить, что передвижение по такому городу в поисках очередной телефонной будки вслепую вскоре начинает неимоверно раздражать?
А вот когда мы доходим до экшен-элементов, начинается самое страшное. Мне, конечно, было отчасти прикольно поностальгировать по шутерам от третьего лица из начала нулевых в экшен-элементах The Sinking City... Да ладно, чего греха таить, я откровенно ржал. Над топорной анимацией, над физикой стрельбы, над устаревшей темой из тех же нулевых, когда во время анимации врага, выстрел по нему не засчитывается (не забываем, что патронов дают мало и драгоценный выстрел уходит сквозь врага), увороты эти детские от плевков.. Короче, здесь прекрасно все. Ну не умеете вы делать экшен-элементы, не надо их делать! Вас насильно никто к этому не принуждал.
По патронам. Не знаю, баг это или нет, но каждый раз, заново возвращаясь на локацию, можно было спокойно лутать одни и те же ящики. Так что с оружием особых проблем не было, проблема в том, что фармить его было лень. Как представишь что "щемиться" придется опять к ближайшей будке, грусть-тоска съедать начинает.
По головоломкам: они прикольные. Правда, некоторые потайные ходы "тайным зрением" надо выискивать уж очень дотошно. В одной из рецензий кто-то возмущался, что нужно ходить и искать данные в библиотеках, полицейском участке, газетах и архивах. Так это неотъемлемая часть любого расследования! Правда, единственное, что можно было бы упростить, это делать чуть более разъяснительные сноски, где стоит искать. Если с интервью, преступлениями и больными все понятно, то со справками общего характера частенько путаешь ратушу с библиотекой. Что хотелось бы усложнить, так это восстановление событий. Позиций мало, от силы четыре, и они фактически никак не микшируются. Вспоминаю эпичную сцену с аварией из The Devil's Daughter: вот там действительно мозговой штурм. А здесь нумерация, в основном, для галочки.
Картинку "на максималках" игра выдает вполне адекватную для такого жанра, но есть несколько нюансов. Во-первых, хромает оптимизация: во время галлюцинаций игра может сильно подлагивать. Во-вторых освещение и смена суток: в игре очень странно меняется погода: вот ты зашел днем в дом, выходишь через две минуты, а уже ночь на дворе. Наблюдал моменты, когда игра была уж слишком темной, а в диалогах в некоторых помещениях, наоборот: будто гамму выкрутили на максимум. Лезешь в настройки, убираешь - через пару шагов кромешная тьма. И так очень часто. Ну и баги.
От дерганых конечностей NPC во время диалога, до топорной анимации, которая уже упоминалась. Во время прохождения случилась просто идиотская ситуация: я искал потайной ход в помещении, и блуждая по комнате наткнулся на... случайно зашедшего с улицы деда-сектанта! У дедушки, видимо, waypoint не туда сработал, поэтому он просочился через стену в сюжетное помещение. Когда я его пнул, посох и вовсе в воздухе завертелся. Ну как тут на мистику и драму настроиться, когда кругом столько "дурки"?
Почему практически все герои на лица одинаковы и страдают выпуклостью глаз, как при базедовой болезни? Это отсылка к описаниям жителей Иннсмута из книг, или художники "так видят"?
Очень много халтуры. Вот та же вышиванка (чуть выше - прим.): Половина туловища белая, половина темная. Знаете почему? Термин не скажу, шейдеры, наверное, может еще чего, но капли дождя смотрятся по-разному: слева светлые, справа темные. А вы знаете, что практически в каждой схватке вам придется иметь дело с реинкарнацией монстра из Silent Hill: Homecoming?
Все вот говорят, что атмосферы лавкрафтовской мало в игре. Нет, она есть, но техническое исполнение и некоторые нюансы наносят по ней сильный удар и портят впечатление. Все герои в игре, кроме самых ключевых, абсолютно блеклые, их не запоминаешь, они такие же как и сотни болванчиков, что ходит по этим улицам. Когда они мелькают в конце, половину просто не узнаешь. Несмотря на разные локации, без карты сориентироваться трудно, так как улочки чересчур однотипны. Вспомните любую выдающуюся игру с открытым миром: достаточно пройтись пару раз и вы сами зрительно вспомните маршрут без проблем. Здесь это превращается в хождение по мукам. Особенно, если телефонные будки не открыты. Еще одна фишка: в свободном режиме прогулок по городу ты ощущаешь тлен и безысходность, но какого-то тихого морозного ужаса не чувствуется. Это вам не старенькая Call of Cthulhu, где кругом одни страшные рожи, а ты действительно чувствуешь себя чужаком, которого скоро вздернут. Но без зловещих моментов, не обошлось: вот огромный торт в виде покойного на поминках с аппетитом поедают, а вот окаменелые люди через внутреннее зрение с тобой разговаривают... Все, рот на замок, сами увидите...
Был крайне разочарован в подводных эпизодах: какие-то пробежки в водолазном костюме от бессмертного водоплавающего и увороты от гейзеров.. А ведь его можно было сделать максимально зловещим и накидать флешбеков из прошлого Рида и его сослуживцев, которые я все хотел увидеть... Варианты концовок я вообще не оценил. Не потому что в таких играх хорошей концовки быть не может, а потому как все они фактически не несут никакого смысла, плюс, фактически они идентичны. Я до последнего момента надеялся, что они будут варьироваться от моего поведения в расследованиях. Но нет. Будто я зря столько часов по городу шатался в поисках правды, и меня жестко провернули. Если бы мистер Рид канонично самовыпилился в желтом доме, смысла было бы и то гораздо больше. Ах, да. Не могу не отметить озвучку главного героя от Всеволода Кузнецова. Проблема в том, что его голос крут, а Чарльз Рид - не очень. А может, я просто к Геральту привык. Под конец, я уже сам начал комментировать оханья главного героя в зараженных зонах знакомыми ругательствами: "Зар-р-раза!" "С-с-скотина!". Тут уже не до Лавкрафта, правда:)
Вот убрали бы разработчики все свои нововведения, которые они с треском провалили, оформили бы эту историю по типу Crimes and Punishment и The Devil's Daughter, получился бы отличный детектив. А так - хороший выбор на несколько дней для ценителей нелинейности, приключений, мистики и расследований. Остальные просто не поймут. Обплюются, посмеются над багами, поругают боевку и поблагодарят "эпиков", что они скачали игру с торрентов, а не купили в Steam. История, в целом, мне понравилась, но, как я сказал выше, финал ни о чем оставляет жирную кляксу на сюжете. Эффект схож с ощущением, когда ты получаешь удовольствие от остросюжетного фильма или книги, а к финалу рушатся все законы логики, оставляя недоумение и разочарование. Именно поэтому, пройдя игру, я где-то часа полтора ощущал какую-то хтонь и настроение было напрочь испорчено. Кто знает, может этого эффекта и добивались создатели игры?
Все сказанное выше, является точкой зрения автора и на истину не претендует. Спасибо за то, что дочитали до конца. Ознакомиться с правилами написания комментариев можно здесь.
Обратная связь: VK группа (плейлисты, арты, болталка и просто место для фидбека)|Twitch | канал на YouTube.