А вы знали, что каждую пятницу, с 17:00 до 20:00, выставки Музея современного искусства «Гараж» можно посещать бесплатно в рамках проекта Uniqlo Free Friday Nights! А все благодаря партнерству Музея с международным брендом одежды из Японии Uniqlo.
О долгосрочном сотрудничестве было объявлено 5 апреля 2017 года. Музей «Гараж», первая в России филантропическая организация, направленная на развитие современного искусства, и бренд Uniqlo, одежда которого по всему миру известна качеством и доступностью, поставили цель усовершенствовать жизнь каждого человека, сделав искусство и моду понятными и доступными. А уже через день прошел первый Uniqlo Free Friday Nights. Для бренда подобный формат уже был традицией — до этого Uniqlo Free Friday Nights были запущены в галерее Тейт в Лондоне и Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Но взаимодействие «Гаража» и Uniqlo этим, конечно, не ограничилось. За два года было проведено множество мероприятий, лекций, проектов, чтобы приблизить искусство и моду к человеку. Так, в 2017 году прошли бесплатные мастер-классы по йоге для глухих и слабослышащих посетителей и серия архитектурных прогулок-экскурсий по Парку Горького в стиле быстрой ходьбы. Чтобы протестировать качество и удобство одежды, участники получили по одной вещи из инновационных линий Uniqlo.
В ноябре 2017 года в Музее «Гараж» установили бокс для сбора использованной одежды Uniqlo в рамках программы Uniqlo Recycle в России: и Музей, и бренд уделяют внимание рациональному использованию вещей, беспокоясь об экологии планеты. Бокс функционирует и сейчас: собранную одежду потом передают нуждающимся (помимо Музея, Uniqlo Recycling Box установлены во всех магазинах Uniqlo). Вместе с этим в поддержку инициатив по устойчивому развитию в ноябре 2018 прошел Recycle Day, на котором были выставлены работы студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ: ребята дали вторую жизнь использованным вещам Uniqlo, создав из них новые образы.
Чуть раньше, в октябре 2017 года, стартовал цикл лекций, открыла который бывший главный редактор «Vogue Россия» и журнала Interview журналист Алена Долецкая. В лаундж-зоне Музея современного искусства «Гараж» в «Uniqlo Атриум» Алена рассказала об изменении понятия «мода» в современном мире и влиянии стритстайла на формирование трендов. После этого на протяжении двух лет стены лаундж-зоны услышали многих интересных лекторов. На фоне восстановленных с помощью вещей Uniqlo образов российских художников второй половины века куратор Музея Саша Обухова рассказала об альтернативной моде советского периода, а художник и дизайнер Гоша Острецов поделился своим мнением о роли одежды в искусстве; журналист Анзор Канкулов провел параллель между временем, субкультурой и модой, а искусствовед Татьяна Бортник выступила с лекциями о связи современного искусства и дизайна, о творчестве звезд японского арта Яёи Кусама и Такаси Мураками и об уникальности русского авангарда. И это только часть списка — настоящее погружение в мир моды и искусства!
Отдельного внимания требует одна из последних лекций — международный креативный директор Uniqlo Шу Хун рассказала о взаимодействиях бренда с различными организациями для поддержки искусства, а также о коллаборациях с художниками и арт-группами по всему миру. Интерес Uniqlo к искусству начался еще в 2005 году с проекта по поддержке молодых художников, для них был проведен конкурс дизайнерских футболок UT Grand Prix. Так появилась новая концепция UT (Uniqlo T-Shirt): идея в том, что футболка — это холст, через который искусство можно сделать на шаг ближе к себе. Сейчас бренд размещает на футболках работы легендарных художников, сюжеты из комиксов и компьютерных игр, вступает в коллаборации с арт-звездами — все для того, чтобы каждый смог найти самовыражение через любимого автора или героя. Одна из самых запоминающихся серий UT-футболок — коллаборация с Такаси Мураками — вышла в прошлом году: на них изображены кот Дораэмон и его друг Нобита, герои из всемирно известной манги, переосмысленные художником.
Футболки UT 2019
В этом году Uniqlo представил более тысячи футболок UT с принтами на любой вкус: от всемирно известных работ Энди Уорхола и Кацусика Хокусай до персонажей популярной манги One Piece, комиксов Marvel, диснеевских героев и даже Mario! Одна из самых ожидаемых коллекций этого года — линия UT Kaws: Summer с принтами придуманных автором персонажей Companion и BFF. (Кстати, футболка UT Kaws: Summer на нашей обложке! Подробнее о коллекции читайте в календаре.)
Совместно с Музеем «Гараж» Uniqlo запустил инициативу, направленную на поддержку российских современных художников: в декабре 2018 года на третьем этаже «Uniqlo Атриум» стартовала интерактивная инсталляция «Общая картина» арт-группы «МишМаш», здесь же можно было выбрать понравившийся принт группы и нанести на футболку при помощи UTme!-услуги. Идея инсталляции — создать автопортрет аудитории Uniqlo. Посетители отвечали на вопросы, начиная от привычек и заканчивая взглядами на жизнь и этическими принципами. В качестве ответа нужно было приклеить кусок бумажного скотча определенного цвета на белый свиток на столе. Степень согласия можно было выразить длиной ленты, а нежелание отвечать на вопросы — белым цветом. Таким образом все участники создавали не просто абстракции, но и интерактивное произведение — data art (направление в искусстве, в котором собранные данные интегрированы в произведение). Каждые пятнадцать дней готовый свиток размещали на стене между вторым и третьим этажом магазина, а его место занимал чистый белый. По окончании двух месяцев четыре свитка-автопортрета украсили стены Uniqlo (увидеть работы можно было до конца февраля этого года).
Сотрудничество Музея «Гараж» и Uniqlo продолжается — в 2019 году планируется еще два проекта с художниками (авторов пока держат в секрете), новый Recycle Day и продолжение цикла лекций. Надеемся, что такое взаимодействие в области моды и искусства между Россией и Японией воодушевит обе страны на новые проекты!
Полную версию статьи читайте в KiMONO №16-17
Текст: Настя Сато