Найти в Дзене

Родитель - Взрослый - Дитя

Оглавление

Ни для кого не секрет, что процесс воспитания детей и психология меняют свой курс с авторитарной системы на более демократичную.

Стоит лишь посмотреть на современные книги, передачи, научные статьи, чтобы понять, что воспитание детей в 2019 и воспитание детей в 1989 это те самые никогда не пересекающиеся две параллельные прямые в Эвклидовой геометрии.

Скажу честно, мне до сих пор очень тяжело перестроиться с того стиля, в котором рос я, на новый, текущий - в котором мне предлагают воспитывать моих детей.

Главный аргумент в нежелании этой "ментальной ломки" примерно следующий: нет, ну я же вырос нормальным человеком, с нормальными мыслями :)

Однако, периодически, любопытство берет верх и как результат, недавно мне попалась книга М. Литвака "Психологическое айкидо".

Выдержка из книги

Изучая общение людей, Э. Берн описал три Я-состояния, которыми располагает каждый человек и которые по очереди, а иногда вместе выходят на внешнюю коммуникацию. Я-состояния — нормальные психологические феномены человеческой личности (Родитель (Р) — Взрослый (В) — Дитя (Д)).

Дитя — источник наших желаний, влечений, потребностей. Здесь радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность.

Взрослый необходим для выживания. Дитя хочет, Взрослый выполняет. Взрослый переходит улицу, карабкается в горы, производит впечатление, добывает пищу, строит жилище, шьет одежду и т. п. Взрослый контролирует действия Родителя и Дитяти.

Если действие выполняется часто и становится автоматическим, появляется Родитель. Это автопилот, который ведет правильно наш корабль в обычных условиях, что освобождает Взрослого от принятия рутинных обыденных решений, это и тормоза, которые автоматически удерживают нас от опрометчивых поступков.

Родитель — наша совесть. Родитель в своих требованиях может становиться агрессивным, заставлять работать Взрослого, наносить вред Дитяти, за счет энергии которых существует и сам.

Девизы Дитяти — хочу, нравится;

Взрослого — целесообразно, полезно;

Еще одна опасность исходит от Родителя. В нем часто имеются мощные запретительные программы, которые мешают удовлетворять личности свои потребности, запреты: «Не вступай в брак до тех пор, пока не получишь высшего образования». «Никогда не знакомься на улице» и т. п.

На какое-то время они сдерживают Дитя, но затем энергия неудовлетворенных потребностей разрушает плотину запретов. Когда Дитя (хочу) и Родитель (нельзя) друг с другом ссорятся, а Взрослый не может их помирить, развивается внутренний конфликт, человек раздирается противоречиями.

К обсуждению

Чтобы не было конфликтов, упрощенно, межличностное общение должно строиться по схеме:

Д-Д

Р-Р

В-В

Что в принципе логично, если в диалоге участвуют взрослые люди.

А как быть с детьми?

Если взрослый общается с ребенком с позиции Д-Д - то есть быть равным ребенку, есть шанс потерять уважение со стороны ребенка. Он будет воспринимать тебя как ровню.

Если Р-Д - здравствуй конфликт.

Если В-Д - то это сухой контроль.

Как выдержать ту грань, где ты не вредишь своему ребенку, при этом оставаясь для него авторитетом?

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте своё мнение в комментариях и до новых встреч в дзен-эфире!