5,6K подписчиков

Военные комедии, которые вы скорее всего не видели.

626 прочитали

Кадр из фильма "Новые похождения Швейка" (1943)
Кадр из фильма "Новые похождения Швейка" (1943)

Идет самая страшная и кровопролитная война, какую знал наш народ. До юмора ли в эту трагическую пору? Как ни парадоксально - да! Комедии на тему Великой Отечественной начали снимать с начала войны. Уже в августе 41-го вышел "Боевой киносборник №3", в котором пользовалась успехом комедийная новелла о находчивом поваре Антоше Рыбкине.

Почему комедии оказались востребованы, несмотря на то, что военное время вроде не располагало к смеху? Причин две. Во-первых, люди остаются людьми (если они не фашисты) в самой трудной ситуации. Всем нужно отдыхать, расслабляться и получать заряд оптимизма - ведь даже на фронте воевали не 24 часа в сутки. Во-вторых, смех - это тоже оружие. Заставь зрителя хохотать над врагом, выставь его посрамленным, и страх перед ним немного да уменьшится. Таким образом, комедии производили благотворный "терапевтический" эффект даже в самое трудное время.

В этой статье рассмотрим два ярких фильма в жанре военной комедии, родившейся в годину тяжелейших испытаний и помогавшей советским людям пережить страшную войну.

"Антоша Рыбкин" (1942)

Кадр из фильма "Антоша Рыбкин" (1942)
Кадр из фильма "Антоша Рыбкин" (1942)

Бравый повар из "боевого киносборника" полюбился зрителям и вскоре был удостоен отдельного фильма. "Антошу" поставил настоящей мастер, автор гениальной довоенной комедии "Сердца четырех" Константин Юдин.

Умный и чуткий режиссер, Юдин прекрасно чувствовал жанр. "Антоша" снят в традициях классического водевиля с искрометными диалогами и игрой слов, переодеваниями, сменой ролей и забавной путаницей. И при этом в рамках "военной комедии" с обязательным патриотическим зарядом и настроем на победу.

Кадр из фильма "Антоша Рыбкин" (1942)
Кадр из фильма "Антоша Рыбкин" (1942)

По дороге на передовую бригада артистов теряет исполнителя. Командир приказывает весельчаку и балагуру Антоше Рыбкину подменить актера в роли немецкого ефрейтора. Антошу переодевают в гитлеровскую форму - так начинается череда смешных ситуаций.

Свои принимают его за фашиста - и Антоша ненароком попадает под горячую руку театральной примадонны. Но когда недоразумение (стоившее Антоше удара табуреткой по голове) исчерпывается, Антоша погружается в мир "художественного театра". И уморительно смотреть, как обычный деревенский парень постигает азы системы Станиславского.

Кадр из фильма "Антоша Рыбкин" (1942)
Кадр из фильма "Антоша Рыбкин" (1942)

Антоша увлекается представлением, но пожать плоды успеха не успевает, так как начинается бой и переодетый фашистом кашевар оказывается в гуще схватки. Несложно предугадать, что в результате комических переделок Антоша сыграет решающую роль в штурме оккупированной деревни и в финале заслужит благодарность командира и поцелуй любимой девушки.

Кадр из фильма "Антоша Рыбкин" (1942)
Кадр из фильма "Антоша Рыбкин" (1942)

В главной роли выступил Борис Чирков, знаменитый Максим из трилогии Козинцева и Трауберга. Чиркову прекрасно удавались образы простых людей, он играл их органично, с легкостью и обаянием. Поэтому и герой незамысловатого водевиля у Чиркова вышел живым и притягательным. Не клоуном-эксцентриком, а "своим парнем" для солдат-фронтовиков.

Кадр из фильма "Антоша Рыбкин" (1942)
Кадр из фильма "Антоша Рыбкин" (1942)

Режиссура уже упомянутого Константина Юдина помогла наполнить непритязательную историю изобретательными комическими находками. Достаточно вспомнить хотя бы замечательный эпизод боя. Нагрузившийся шнапсом немецкий пулеметчик видит ползущего к нему Антошу Рыбкина в нацистской форме, решает, что спьяну стреляет не в ту сторону, и развернув пулемет, останавливает контратаку фашистов, "своих".

Кадр из фильма "Антоша Рыбкин" (1942)
Кадр из фильма "Антоша Рыбкин" (1942)

Фильм снимался в самый тяжелый период войны. Поэтому и юмор весьма специфический. Так, переодетый Антоша топит в реке плывущих за его лодкой немцев командой "Хенде хох!". Уходящих под воду с поднятыми руками врагов Антоша провожает прибауткой "Зер гут, всем капут". Да, это была комедия. Веселая и задорная. Но комедия военная. Так что смех смехом, а врага бить надо.

"Новые похождения Швейка" (1943)

Кадр из фильма "новые похождения Швейка" (1943)
Кадр из фильма "новые похождения Швейка" (1943)

"Новые похождения Швейка" - фильм уникальный. Редкий случай абсолютно гротескной военной, комедии, по ходу действия превращающейся в настоящую - совсем не "соцреалистическую" - фантасмагорию.

Знаменитый режиссер Сергей Юткевич вспомнил молодость, когда он увлекался эксцентрикой, и снял фильм в максимально эксцентрической манере. Актеры играют преувеличенно гротескно, сюжет откровенно фантастичен даже по понятиям комедии, действие насыщено чуть ли не цирковыми трюками, гэгами и клоунадой.

Кадр из фильма "Новые похождения Швейка" (1943)
Кадр из фильма "Новые похождения Швейка" (1943)

Юткевич собрал идеальный актерский состав. Борис Тенин отлично справляется с ролью "идиота на воинской службе", который не так прост, как кажется. Фаина Раневская чувствует себя в условном жанре как рыба в воде. Сергей Филиппов и Сергей Мартинсон выразительны в чисто карикатурных ролях фашистов.

Кадр из фильма "Новые похождения Швейка" (1943)
Кадр из фильма "Новые похождения Швейка" (1943)

Сюжет фильма незамысловат. Герой романа о Первой Мировой Швейк бежит из нацистской тюрьмы и тут же попадает под "тотальную мобилизацию". Швейка отправляют в Югославию, где он налаживает контакты с местными партизанами, в финале подрывает дом с фашистскими офицерами и бежит партизанить вместе с братьями-югославами.

Простенький сюжет - повод для многочисленных эксцентрических трюков и сатирического издевательства над фашистами. Измываются над нацистами в этом фильме отменно. Гитлеровцы все как один - кретины, клинические идиоты, которые годятся только для того, чтобы над ними насмехались, их дурили, отвешивали им комические тумаки и затрещины.

Кадр из фильма "Новые похождения Швейка" (1943)
Кадр из фильма "Новые похождения Швейка" (1943)

Сквозная тема фильма - придумывание казни, достойной преступлений фюрера. Швейк изобретает разные, как ему кажется, жестокие способы умертвить Гитлера. И каждый раз получает от своей тети категорическое "Мало!". Настолько велики злодеяния фюрера, что все казни кажутся ей слишком мягкими по сравнению с тем, в чем повинен этот выродок.

Сам Гитлер появляется на экране в длиннющем эпизоде фантасмагорического сна Швейка. В исполнении блестящего комика Мартинсона фюрер выведен настолько карикатурно, что кажется даже более уродливым, чем знаменитые карикатуры Кукрыниксов.

Кадр из фильма "Новые похождения Швейка" (1943)
Кадр из фильма "Новые похождения Швейка" (1943)

Более того, в финале фантасмагории фюрер превращается в оборотня, бесноватого пса с торчащими изо рта клыками, поросшими шерстью ушами и когтистыми лапами. А Швейк, после предыдущих неудачных идей казни, наконец-то находит верный способ - убить как бешеную собаку!

Кадр из фильма "Новые похождения Швейка" (1943)
Кадр из фильма "Новые похождения Швейка" (1943)

К сожалению, это лишь фантастический сон, и в финале Швейк, спрашивает своих новых друзей, какой казни достоин Гитлер, а затем, ломая так называемую "четвертую стену", обращается с экрана прямо к зрителям - а вы бы как расправились с фюрером?

На дворе 1943 год. Разгар страшной войны. Не до сантиментов.

Кадр из фильма "Новые похождения Швейка" (1943)
Кадр из фильма "Новые похождения Швейка" (1943)

Конечно, "Похождения" не имели ничего общего с реальностью. "Югославские партизаны" выглядели в фильме скорее как "мОлодцы Робин Гуда". И фашисты в реальной жизни не были законченными тупицами, и побеждали их отнюдь не пинками да детскими хитростями.

Но усталые солдаты на фронте или полуголодные труженики тыла шли в кинозал не за инструкциями по ведению боя. Комедии поднимали настроение и давали веру в то, что все в итоге будет хорошо, как бы ни было страшно за пределами хохочущего кинозала.

Кадр из фильма "новые похождения Швейка" (1943)
Кадр из фильма "новые похождения Швейка" (1943)
Комедии первых лет войны вызывали ненависть к врагу, презрение к нему, вселяли веру в несгибаемый дух советского народа, который даже захлебываясь кровью, умел посмеяться и сохранял душевное здоровье.

Чем ближе была победа, тем больше было воодушевление, тем скорее хотелось вернуться к нормальной жизни. Все больше люди думали о хорошем - и в том числе о любви. О военных комедиях лирических читайте следующую статью "Любовь и самолеты".