Найти в Дзене
Главредные мысли

Власть религии идет в школу

Очередные изменения в школьной программе могут повлиять на список произведений, изучаемых школьниками в ходе учебного процесса. Место «устаревшей» классики могут занять Библия, Тора и Коран.

Представитель РПЦ – глава Синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион высказал мысль о необходимости увеличения познаний детей в сфере религии. По его мнению, речь идет не только и не столько о воскресных школах, где образование получают добровольно, сколько об основных учебных заведениях, куда школьники вынуждены ходить, как минимум, 9 лет.

Что может дать изучение той же Библии в школе? Многие родители искренне не понимают этого, несмотря на то, что являются верующими и положительно относятся к инициативам РПЦ и ее представителей. Основы православия можно вполне почерпнуть, изучая обязательный с 4 класса предмет – Основы религиозных культур и светской этики.

Сама Библия может быть интересна только тем, кто хочет углубиться в православие. Но это вряд ли подходит для представителей современного подрастающего поколения, многие из которого весьма скептически относятся к вопросам религии и существования Бога.

Предложение по увеличению познаний школьников в сфере религии имеет, пожалуй, одну цель – обработать детишек, повлиять на их неокрепшие умы, стараясь направить на «единственно правильный» путь, что неизбежно приведет к росту прихожан, число которых за последние годы, если верить данным различных социологических опросов, неуклонно снижается. При этом митрополит Волоколамский не забыл, что в школах России учатся не только православные детишки, предложив изучать на уроках тексты Библии, Торы и Корана.

Спасательным кругом для школьников мог бы стать запрет на увеличение школьной программы из-за риска роста переутомления. Но тут на помощь РПЦ пришла власть. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин уже заявил, что поддерживает идею митрополита. Да и сам президент дал во время «прямой линии» своеобразный «зеленый свет» реализации подобной идеи.

Для того чтобы школьная программа смогла выдержать религиозное усиление, чиновник предложил пересмотреть список изучаемых литературных произведений, исключив из него неактуальные и устаревшие книги. В качестве примера был приведен «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, дающий, по мнению Смолина, мало представления о реальном историческом процессе.

Есть в данной идее некоторая недосказанность. Ведь произведения Солженицына не столько не дают представления о реальностях того времени, сколько демонстрируют неудобные моменты, многие из которых не изменились даже после того, как «красный режим», ругаемый современными демократами, рухнул.

Власть поменялась, а проблемы «взаимодействия» ее представителей с простым народом, описываемая тем же Солженицыным, своей актуальности практически не поменяли. И поэтому чиновникам выгоднее «подсадить» молодежь на религиозную литературу, чем на «неудобную» классику, заставляющую думать и более реалистично смотреть на окружающий мир.

А еще одной предпосылкой к плотному сотрудничеству власти и церкви в вопросах образования можно считать обеспокоенность членов Счетной палаты низким уровнем духовности россиян, высоким показателем разводов, абортов, смертности младенцев и детской бедности.

Видимо, повышать духовность и нравственность будущей России будут через школьников. А всем несогласным следует обратиться к творчеству Солженицына, чтобы быть подготовленным, если что…