В третьем сезоне «Очень странных дел» детально восстанавливается не только материальная культура и образ жизни обычных людей развитого рейганизма, но и, по большей части, идеология и сознание календарной середины восьмидесятых. Отголоски сексуальной революции, входящие в одноэтажную толщу американской жизни, с подростковым феминизмом, лесбиянками и защитой семейных ценностей (мама одного из главных героев, накрасившись и приготовившись, в последний момент не идёт на встречу с главным молодым любимцем всего мамского сообщества городка, которого - и городок, и любимца - в то время захватывает зло из параллельной вселенной).
И, конечно, воспроизводится идеологический страх американцев перед коммунистической угрозой, распространяющейся по свободному миру. Несмотря на то, что на дворе стоит июль 1985 года, и настоящий СССР уже объявил Перестройку, и остаётся всего несколько месяцев до встречи Горабчёва и Рейгана в Женеве, положившей начало капитуляции «оплота тоталитаризма», экранный СССР всё ещё воплощает земное зло, намеревающееся соединить свои силы со злом потусторонним, трансцендентным.
Ведь только в прошлом, антиутопическом 1984-м году, вышел «Красный рассвет», повествующий о вторжении коммунистических сил в Америку. И сюжет третьего сезона «Очень странных дел», заключающийся в том, что отважные дети занимаются спасением своей страны, во многом основывается на этом фильме, о чём неоднократно говорят сами герои сериала.
Кстати, режиссёр «Красного рассвета» Джон Милиус, отметившийся также «Диллинджером», «Конаном-варваром» и сценариями к «Челюстям» и «Апокалипсису сегодня», называет себя одновременно анархистом, маоистом и правым экстремистом. Вот такой вот идеологический выверт.
«ОСД» не были бы пост/метамодернистским продуктом, если бы содержали отсылки лишь к одному фильму. Второй референс – это культовое «Вторжение похитителей тел» Дона Сигела 1956 года (фамилия одной из героинь – Дрискол – принадлежит в «ОСД» жертве вторжения из параллельной вселенной, а фамилия режиссёра римейка Кауфмана прочитывается в названии одной из фирм в моле, открытого русскими). Но сериал в идеологическом отношении идёт дальше.
Если идея блокбастера из пятидесятых лишь в массовом сознании интерпретировалась как аллегория на шпионские скандалы и коммунистическое вторжение (простые жители тихого городка подменяются двойниками-инопланетянами из зловещих стручков), то в «ОСД» связь устанавливается уже в самом сюжете. В жителей городка Хокинс в штате Индиана в действительности вселяется потусторонняя нечисть, находящаяся на службе империи зла.
И так ли просто для прикрытия вторжения русские выбирают построенный ими торговый молл, который должен быть олицетворением американского образа жизни? Нет ли в этом какой-то странности и идеологического выверта?
Странным, на первый взгляд, образом, основным антикоммунистическим идеологом становится 10-летняя темнокожая девочка, объясняющая, что любит Америку и капитализм за то, что каждый в ней получает плату ровно за такое количество усилий, сколько вложил в общее дело, тогда как, при коммунизме все трудятся за бесплатно, поэтому халтурят. Однако дело обстоит ровным счётом наоборот, и прудоновский принцип «От каждого по способностям - каждому по труду» является социалистическим принципом.
Хотя роль основного антикоммунистического резонёра должна была принадлежать сумасшедшему конспирологу, давно готовившемуся к русскому вторжению. Он, наоборот, заводит дружбу с русским учёным-диссидентом, мечтавшим остаться в Америке. Этот учёный олицетворяет идеологию прозападной советской интеллигенции с её детским преклонением перед всем американским, вроде, фаст-фуда, мультиков про дятла Вуди и ярмарками аттракционов. Конспиролог называет всё это обманом, но совка обмануть не трудно, когда он сам обманываться и рад.
Есть и финальная драка между самым злым русским и хорошим шерифом, характерная для боевиков восьмидесятых. Этот самый злой русский неоднократно сравнивается в сериале с терминатором, естественно, злым из первой части, потому что других ещё не было. Представители империи зла в американских фильмах и были такими машинами для убийств, выполняющих вверенную им задачу и не имевшими человеческих чувств. Он даже своего соотечественника, наивного совка, убивает без зазрения совести.
Ещё один фильм, отсылки к которому встречаются в «ОСД», - «Нечто» (даже его английское название «The Thing» является составной частью названия сериала «Stranger Things»). Вернее, это сразу два фильма. Оригинальный пятидесятых и римейк 1982 года Джона Карпентера. Оба они возникают в сравнении одного из мальчиков новой «Кока-Колы» со старой: старая тоже хороша, но новая хороша по-особенному.
И, возможно, появление этого фильма проливает свет на современный идеологический посыл сериала. Трансцендентное зло уничтожено, портал в параллельный мир закрыт. Советский Союз, зло земное, через несколько лет прикажет долго жить, а новая Россия станет дружить с Америкой, принимая её ценности. Но, словно вырванная Одиннадцатой часть зла из своей ноги, остатки нечисти продолжают существовать в мире и скрываются где-то в снегах Камчатки. В России, короче.
А, значит, они обязательно возродятся. Как и возродится земная империя зла, покровительствующая злу внеземному. И возрождение это происходит, с точки зрения создателей сериала, не в будущем, а tonight, как говорилось в интертитрах первого «Терминатора». В римейке восьмидесятых.
Вот поэтому и главным антикоммунистическим идеологом выбирается темнокожая девочка. У неё есть два важных достоинства: она – афроамериканка, и она – женщина, пусть и будущая. И это лицо новой американской идеологии.
Но империя зла тоже мутирует, и использует завоевания американской демократии против американского образа жизни. Речь, конечно же, о вторжении в президентскую избирательную кампанию Дональда Трампа. Не похож ли этот случай на сериальное открытие в качестве прикрытия торгового центра? И нет ли аналогии в том, что мэр города Хокинса продаётся с потрохами геополитическому противнику?
Именно так можно объяснить два этих идеологических выверта третьего сезона «Очень странных дел».
Подписывайтесь на канал!
Ставьте палец вверх! Нам нужно донести правду до всех!