Почему российские подростки в больших городах инфантильные и «ничего не хотят»

23K прочитали

Не бывает двух одинаковых детей. Но в семьях, которые живут в схожих социально-экономических условиях — доход, жильё, возраст родителей, инфраструктура городской агломерации на несколько миллионов человек, — будут проявляться схожие черты.

Существует мнение, что в современной России у городских подростков мало инициативы: они проводят слишком много времени в интернете, увлечены собой, мало заботятся о будущем. Их семьям приходится их содержать и мириться с индиффирентным отношением к жизни. Давайте разберём две причины, которые могут внушить родителям ложное впечатление.

Это постер к фильму «Ученик» Кирилла Серебрянникова. Посмотрите: он про то, как подросток воспринимает и пытаеться транслировать моральные ценности. Поставлен по немецкой пьесе, но в фильме действие перенесено в российскую школу.
Это постер к фильму «Ученик» Кирилла Серебрянникова. Посмотрите: он про то, как подросток воспринимает и пытаеться транслировать моральные ценности. Поставлен по немецкой пьесе, но в фильме действие перенесено в российскую школу.

Подросток хочет жить собственной жизнью, а не той, которую придумали родители.

Родителям кажется, что подросток «инфантильный», если он не живёт по их плану и не заботиться об их ценностях. На самом деле это не значит, что он ничем не занят: просто он преследует другие задачи и не соответствует ожиданиям. Более того, это совершенно не значит, что что-то идёт не так.

Например, подросток пытается освоить профессию с помощью онлайн-образования и работать на себя. Родители заставляют его пойти учиться на врача и потратить 10 лет жизни на сложную учёбу. Родители разочарованы: им кажется, что ребёнку «ничего в этой жизни не нужно» и кроме компьютера его ничто не интересует. Это не так: подросток, наоборот, проявляет интерес к современным технологиям и пытается сам освоить новые навыки. Это антоним инфантильности.

В этом примере проблема не в ребёнке, а в том, как в семье расставлены приоритеты: мнение родителей в данном случае всегда «верное», а подростка никто не хочет слушать всерьёз. Первый шаг к решению проблемы — разобраться в интересах подростка и прислушаться к его мнению.

Учёба — особенно такая, от которой не чувствуется польза, — всегда будет поводом для конфликта с родителями, если они не готовы к диалогу и обмену мнениями.
Учёба — особенно такая, от которой не чувствуется польза, — всегда будет поводом для конфликта с родителями, если они не готовы к диалогу и обмену мнениями.

Подросток не видит смысла в том, чтобы брать на себя ответственность: родители пока ни разу не позволили.

Если ребёнок вырос в семье, в которой не испытывал нужды, велика вероятность, что он будет испытывать проблемы с мотивацией. Для него не будет прямой корреляции между собственным трудом и качеством жизни. Возможно, он будет слишком многое воспринимать как должное. Родителям покажется, что такой подросток избалован, что он зазнался и не ценит то, что ему дают.

Но это происходит не из-за злого умысла, а из-за того, что в его жизни никогда не было других обстоятельств. Напротив, родители отгородили его от всех проблем и искусственно ограничивали его самостоятельность. Ситуацию можно изменить, добавив подротску ответственности. Скажите, что уменьшите размер карманных денег и помогите ему найти первую работу. Например, предложите работу на вас — в компании, где вы трудоустроены (или в вашем бизнесе), наверняка найдутся задачи ему по плечу.

Так подросток научится связи между трудом и качеством жизни. Постепенно он увидит много возможностей вокруг него и начнёт «шевелиться» не только ради потребности заработке, но из из-за интереса.

Резюме

Если вам кажется, что подросток «ничего не хочет» от жизни, разберитесь в причинах. Есть риск, что:

  • вы не замечаете (или не хотите признавать) его активность
  • искуственно ограничиваете его, давая всё сами и не позволяя ему брать за себя ответственность.