Найти тему
Цифрократия

Sharing экономика. Молоток, которым можно убить соседа

Всем привет.

На сегодняшний пост меня натолкнули повседневные наблюдения за пользователями известного сервиса каршэринга "Делимобиль". На днях я неспешно возвращался домой со встречи и наблюдал, как горячие парнишки на арендованной машине включили аварийку и, пытаясь врезаться в соседние машины и столбы, начали играть в "гонку". Подрезая всех подряд, резко дергаясь в потоке и всячески пытаясь создать проблемы всем окружающим.

Но давайте сначала вспомним, что такое этот sharing (с англ. буквально "дележ"). Экономика "дележки" - это новый модный тренд, который внезапно для многих родился и взлетел на Западе, после чего начал своё победное шествие по планете. Сервисы шэринга предлагают людям не покупать вещи, а брать в аренду на определенный срок. Это могут быть автомобили (как пресловутый "Делимобиль"), квартиры (этим никого не удивишь), сериалы и музыка (подписка на Netflix, Apple Music, Яндекс.Музыка) дорогая профессиональная техника, спортивный инвентарь и даже одежда. Напоминает модель настоящего победившего коммунизма, которая неожиданно получила рождение в странах развитого капитализма.

                                                                 Шэринг, как он есть
Шэринг, как он есть

Немалую роль в популярности шэринга сыграла и смена поколений. Согласно многочисленным исследованиям "миллениалы", так же известные, как Поколение Y, не особо склонны к накоплению богатств и материальных ценностей, предпочитая тратить деньги на образование, новые впечатления, путешествия. По разным версиям к миллениалам можно отнести всех людей, родившихся в период с 1981 по 2003 год (для США) или с 1987 по 2004 год (для СССР и РФ). Данные разнятся, но суть дела они не меняют. Поколение Y именно сегодня входит в топ самого активного и платежеспособного пласта общества, потому именно под них и пытается подстроиться экономика. Тут-то и возникает вопрос "как продать вещи тем, кто покупать вещи не хочет?" И ответом становится продажа не самих вещей, а права на их временное использование.

В том, что модель шэринга закрепится в мировом сообществе и будет развиваться, сомнений уже почти нет. Рынок растет, на него выходят новые игроки, количество сервисов с подобной моделью использования только увеличивается.

Однако есть одна проблема.

И эта проблема стара, как мир. Культура потребления. Все мы знаем, что можно отравиться насмерть даже водой, если пить ее без всякой меры и разумности. Что уж говорить про менее очевидные вещи типа совместного использования автомобилей.

Вернемся к началу статьи и зрелищу, которое меня неприятно поразило. Аренда машины для "погонять" посреди города - к сожалению, типичная картина. Пьяные ДТП с участием "Делимобилей" - не редкость, так влетели веселые молодчики в машину моего знакомого. Криво-косо припаркованные арендные авто, брошенные застрявшими в сугробах, поставленные поперек любого разума посреди улиц и стоянок, блокирующие соседей - вообще не счесть.

    Например, тройное ДТП делимобилей (фото THE WHITE SQUARE JOURNAL — RUSSIA)
Например, тройное ДТП делимобилей (фото THE WHITE SQUARE JOURNAL — RUSSIA)

Но это не проблема сервиса. И не проблема самих технологий Sharing Economy.

Шэринговая экономика и ее сервисы - это история и про общество и про цифровые технологии. Любая технология - это инструмент. Вы можете забивать молотком гвозди и сколотить прекрасный скворечник, а можете пойти и проломить им голову соседу. Молоток от этого не станет хуже, это все тот же молоток, не больше и не меньше. И винить молоток в вероломстве в данном случае вы бы не стали, правда?

То же и в случае шэринга. Да и не только его. Культура потребления, культура использования - вот что действительно играет решающую роль. Отнюдь не инструменты. Отбери у дурака "Делимобиль", он и пешком найдет способ покалечиться или покалечить других.

Давайте не будем дураками.

Дальше будет еще интереснее. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!