Терзавшая одного из наиболее известных героев Федора Достоевского дилемма и сегодня на слуху даже у тех, кто «Преступление и наказание» не читал и не собирается. Место конкретной личности внутри исторической закономерности, степень ее возможного влияния на развитие общества, происходящие внутри него процессы и метаморфозы. Может ли отдельно взятый индивид оказаться выше всего человечества, играть решающую роль в судьбе целых народов. Ответ на этот вопрос большинство людей дают совершенно по-разному, как для этого литературного персонажа, так и относительно самих себя. В романе же Достоевский по сути не совсем на этот вопрос отвечает, он его деактуализирует, смещая акцент с миссии глобальной, на внутреннюю гармонию, духовную составляющую, для писателя однозначный ответ оказывается не столько невозможен, сколько не нужен, ни Родиону Раскольникову, ни кому бы то ни было.
Однако, современная социология и исторические науки имеют свой более адекватный и объективный ответ на вопрос о существовании людей, «право имеющих». Вторая половина девятнадцатого века, время рассвета идей ницшеанства, с одной стороны прогрессивных, окончательно избавлявших сознание от религиозного фатализма, но с другой стороны наивных и архаичных, особенно для наших современников. Стоявшая в основе философии Ницше идея «сверхчеловека», с которой так оригинально спорил Федор Достоевский в «Преступлении и наказании», была полностью опровергнута современной наукой, определившей основные законы жизни и изменений социума как динамической и саморазвивающейся системы. На сегодняшний день стала очевидна довлеющая сила закономерности над свободой воли и способностью на что бы то ни было повлиять отдельного индивида или группы лиц, даже если на первый взгляд эти люди находятся на самой вершине и сосредотачивают в своих руках всю мыслимую власть.
Таким образом, абсолютно все значимые перемены в жизни общества, переходы от одной формы существования к другой- лишь следствие всех предыдущих таких перемен и состояний, логическое и неизбежное. Несомненно, многие из таких исторических событий невозможны без участия в них людей, которых выдающийся советский ученый окрестил «пассионариями», своеобразных живых двигателей прогресса. Но само их появление- тоже результат действия закономерностей развития общества, а все их поступки, даже самые радикальные, не меняют ход истории, не вносят в него даже самых незначительных корректив, а являются легко объяснимыми звеньями единого процесса.