Лет пятнадцать назад ко мне на прием обратилась молодая женщина с депрессивной симптоматикой. История ее такая.
Она была замужем за своим одноклассником. Чуть ли не с 14 лет у них начался роман, в 18 лет они женились. Как–то так вышло, что детей не было, я не помню сейчас – не хотели или не получалось у них.
Она работала по полученной специальности бухгалтером. Он в середине девяностых годов организовал небольшой бизнес. В начале семейной жизни взаимоотношения у них были хорошими. Бизнес приносил доход, достаточный для комфортного проживания двоих молодых людей. Они сумели расширить доставшуюся им от родителей жилплощадь до трехкомнатной квартиры. У них была машина. Они имели возможность уезжать каждый год на отдых.
А затем муж пристрастился к азартным играм. И через некоторое время бюджет семьи уже не позволял летний отдых и другие радости жизни. В семье начались скандалы. Она была на него обижена, поскольку он не только перестал приносить деньги в семью, но и срывал на ней свою злость из-за неудач.
А дальше ему и вовсе пришлось продать свой бизнес за долги. На фоне охлаждения отношений она решила развестись. Они расторгли брак и поделили имущество. Каждый стал жить в однокомнатной квартире.
Она продолжала работать бухгалтером. А он продолжал играть. И через некоторое время вынужден был продать свою квартиру. Оставшись без собственного жилья, он попросился жить к своей бывшей жене, но она отказала ему в просьбе.
Он стал снимать квартиру и устроился работать в какую–то фирму, видимо, принадлежавшую бандитам. Через несколько месяцев он украл в этой фирме семьсот тысяч рублей (в ценах приблизительно 2003 -2004 года) и подался в бега.
Бандиты вскоре пришли к моей пациентке и стали требовать денег у нее, а также старались узнать, где скрывается ее бывший муж. В ответ она показала свидетельство о разводе и сумела убедить их, что ей неизвестно, где он находится. Ей поверили и отстали.
На самом деле она знала, где скрывается ее бывший муж. Она спрятала его на даче, принадлежавшей ее отцу.
Там он прожил около месяца. Похищенные деньги он опять проиграл. И через месяц он позвонил своему бывшему тестю и сообщил, что намерен свести счеты с жизнью. Сразу же после звонка он исполнил задуманное.
Перед смертью он оставил записку, в которой обвинил в случившемся свою бывшую жену. Дескать, если бы она его приняла тогда, когда он просился к ней жить, все было бы по–другому. И это вызвало у нее мощное чувство вины.
Во время нашей беседы я старался ее убедить, что ее вины нет, что это был выбор ее бывшего мужа. Я говорил, что если бы она приняла его тогда, для него все закончилось бы так же, а для нее – хуже. Что если человек желает упасть с горы и нет возможности его удержать, надо отойти, иначе упадешь вместе с ним.
Возможно, это было сказано цинично, но пациентке наша беседа помогла справиться. Тогда она поблагодарила и больше не приходила. Я ее встретил пару лет назад при других обстоятельствах. Узнал по редкой фамилии. Она тоже меня узнала. О случившемся пятнадцать лет назад мы не говорили. Но выглядела она вполне счастливой.