В настоящее время сеть Всемирной паутины и «Яндекс. Дзен», в частности, забиты пиар публикациями о «волшебной силе искусства» всяких НКО занимающихся проблемами детей с особыми образовательными потребностями.
Трудно понять цели публикаций авторов этих опусов: толи это самопрезентация типа «Какая я хорошая мать (какие мы хорошие родители), толи конкретный заказ от НКО, ибо, все они претендуют на гранты и тому подобное помимо платы от родителей детей с особыми образовательными потребностями. Благо, что подписан соответствующий документ о финансировании и надо уменьшить количество, кормящихся у казенного (федерального, муниципального и т.п.) корытца, претендентах (о ПМПК в следующей публикации).
На первый взгляд, публикации хорошие, убедительные, но это на первый взгляд. А что «на второе»?
Да все дело в том, что медицинский (психиатрический психоневрологический, эндокринологический и т.п.) диагноз и степень ментальной недостаточности у ребенка – вещи совершенно разные.
Ребенок может быть с болезнью Дауна, но далеко не все из них глубокие имбецилы. Есть и умственно отсталые в степени легкой дебильности. Небольшой процент к общей группе, но есть.
Аутизм и группа сходных с ним заболеваний далеко не всегда сочетается с ментальной недостаточностью. Некоторые с возрастом поражают современников своими достижениями и оригинальностью мысли, а некоторые из них просто, спустя много лет, лежат на кровати в ПНИ и плюют в стену.
ДЦП (детский церебральный паралич) и тем более. Не только колясочники, но и самостоятельно передвигающиеся субъекты. А про сочетание ДЦП с ментальной недостаточностью вообще приходится редко говорить. Адаптируются при правильном подходе к воспитанию в семье и весьма успешно во взаимоотношениях со сверстниками, хоть в школе, хоть вне школы. Даже колясочники.
Специалисты старшего и одногодки со мной поколения помнят широко разрекламированный в свое время эксперимент по обучению группы слепоглухих выпускников Загорской школы-интерната для слепоглухонемых детей на психфаке МГУ имени М.В. Ломоносова. Сейчас трудно найти информацию об этих участниках величайшего советского эксперимента академика А.Н. Леонтьева и директора детского дома-интерната для слепоглухонемых детей А.В. Апраушева, пропаренных блестящим публицистом Карлом Левитиным и некоторыми психологами. Только в детском доме-интернате для слепоглухонемых детей было, не пять воспитанников, а больше. Об остальных исторические хроники умалчивают.
Эта тенденция показухи берет свое начало еще с советских времен. А времена, вроде, изменились. Или нет?
Наверное, пора подвести итог.
Медицинский (психиатрический, психоневрологический эндокринологический в случаях кретинизма) диагноз и степень ментальной недостаточности – вещи далеко не тождественные. Только успешность обучения в школе и дальнейшая адаптация зависят именно от степени сохранности интеллекта и приобретенных навыков социально-трудовой адаптации, а не от «особых передовых зарубежных программ» НКО и «правильной» инклюзии.
Успешной адаптации в обществе вашим детям.