Меня зовут Булатников Иван. В 2018 году меня избрали главой небольшого муниципального образования в Усть-Удинском районе, Иркутской области.
Так я стал одним из самых молодых глав в России (Прим. сейчас 22 года, стал главой в 21).
Решил поделиться небольшой (может и малополезной) статьёй о трансформации моих взглядов за год работы главой администрации и рассказать о работе в общих чертах. Написать решил простым языком, без использования специальной терминологии. Статья носит простой информативный характер для молодых политиков и для тех, кому просто интересна моя деятельность и сфера политики.
«Лиричное отступление»
Прежде, чем начну основное повествование, хочется сказать кое-что «взрослым» людям. Да, вы правы, что в политику нужно идти с образованием и опытом, в зрелом возрасте. Однако я бы не сказал, что это на 100% защитит от некоторых нюансов и ошибок. В своей жизни я встречал людей с образованием, «взрослых», но не «зрелых» (среди них есть и бизнесмены, и политики), допускающих существенные промахи.
От личности человека тоже многое зависит. Возраст – это житейский опыт. В серьёзной политике он всё-таки играет роль, как минимум наивность и юношеский максимализм здесь явно не нужны… Но, как вы знаете, у всего есть две стороны. Лучше в современном мире начинать всё смолоду и формировать себя заранее в том направлении, которое вы ощутили своим. Так сказать, нашли своё предназначение. При условии, что вы хотите расти и развиваться, а не «тусоваться» в клубах, гонять на (типо) крутых тачках и прожигать свою молодость. Хотя и тут у каждого на этот счёт своё мнение.
Я сделал свой выбор в пользу, если так можно выразиться, «быстрого взросления». В детстве я был лишён многих благ. Я помню, как нам с мамой было тяжело. Я помню смерть брата. Помню, какую боль принёс отец моей маме… Жизнь заставила с детства относится к ней серьёзней, при этом, дав понять, что напролом всегда идти нельзя. Она в детстве, как будто, сказала мне «учись быть гибким и волевым, учись быть мягким и твёрдым, учись чувствовать людей и жизненные ситуации, ставь всегда чёткие цели, ищи возможности»
На мой взгляд, мир стремительно меняется и под него нужно адаптироваться, приобретать навыки. И чем быстрее ты это сделаешь, тем больше шансов на то, что жизнь пройдёт не зря, и ты что-то оставишь после себя, что-то получишь, действительно, ценное от этой жизни. Это может быть что угодно. Здесь имею в виду, конечно, что-то положительное в общепринятом понимании, исходя из сложившихся жизненных ценностей.
Жизнь такая штука… Сегодня ты жив, а завтра несчастный случай.
«А кем он был?» - спросят люди. «Просто хорошим парнем/девушкой» - скажут в ответ. День-месяц-год грусти. А дальше… А дальше ничего. Тебя забудут. Твои правнуки или внуки (если они вообще будут) уже могут не прийти на твою могилу. Потому что ты был «просто хорошим парнем», таким, как все. Так живёт большая часть людей, в т.ч. молодёжь. Инфантильность и абстракция от суровой реальности. У тебя была работа, тусовки, путешествия. А чего-то более «высокого» не было – стремлений и реальных жизненных целей. Машина, квартира, семья, на мой взгляд, это очень нужные цели в жизни, но не главные. Должна быть одна, которая объединяла бы их все… А ты – среднестатистическая машина, запрограммированная на несчастное существование (даже если много денег есть) с подменённым восприятием реального мира… Знаю, кстати, много богатых людей, людей с определённой властью, но они несчастны. Ох, ухожу от темы. Думаю, что соберу как-нибудь людей подискутировать по этой теме.
Я веду к тому, что в жизни многое зависит от тебя самого. И какой путь ты выберешь, предопределяет твоё будущее. В этой жизни реально многого добиться. И тот, кто начинает это делать раньше – большой молодец, но он становится враждебным субъектом для других. А другим просто не хватило смелости в своё время прислушаться к сердцу и сделать верный шаг на путь к личностному развитию и успеху. Думаю, по ходу текста, вы уловите мысль «молодого». А в целом, я к тому, что та молодёжь, которая вливается в политические процессы, уже обладает определённым сознанием… Это лучше, чем кричать о том, какая власть у нас плохая. Сначала самому лучше попробовать что-то поменять и узнать систему изнутри. Прошу прощения, к теме.
«Кто есть кто?»
Многих людей раздражает, что в СМИ меня называют «мэром», а не «главой». Фактически различия в том, что мэр – это тот, кто является руководителем города или района, а глава – это тот, кто работает в сельском поселении. (Интересен тот факт, что по убеждению людей, мэра города могут называть «главой», а главу сельского поселения «мэром» нет). При этом круг проблем главы сельского поселения и мэра того же города очень схож. Закон для всех один, а вот условия его исполнения разные.
Для мэра города – это множество людей (в т.ч. аппарат, где есть и ярые враги) и множество хозяйствующих субъектов, а для главы – это хоть и немного населения, но множество «текущих» проблем (освещение, отопление, водопровод, дороги) при небольшом бюджете и, как правило, при общем экономическом упадке территории. Врагов тоже никто не отменял. Поэтому для меня понятия «мэр» и «глава» в целом тождественны. Есть проблемы общие, есть проблемы индивидуальные. Но есть они и мэра, и у главы.
Многие мои знакомые не различают работу «депутатов» и «главы/мэра», называют меня «депутатом». Меня от этого немного «коробит», ведь зоны ответственности у депутата и главы (мэра) существенно отличаются.
Депутат (для тех, кто не знает), это тот человек, кто представляет интересы граждан (по крайней мере, должен) на уровне избирательного округа (определённых улиц населённого пункта, разбитых по некоторым принципам).
Подчинённым депутата мэру не назовёшь (по логике депутат – это представитель интересов народа, с которым мэр согласовывает работу и определяет общий вектор развития населённого пункта, совместно они принимают нормативно-правовые акты в рамках стремительно меняющегося общего российского законодательства, которые регулируют все сферы жизни муниципального образования). Но с точки зрения общей иерархии, полномочий и ответственности в нашем государстве «главнее» мэр (глава).
«В общих чертах о работе»
Как оказалось, работа главы не так уж легка. Местами даже тяжелее, чем в городе. Почему? А вот почему:
1. Бюджет мизерный, а поэтому его рациональное использование – во главе всего. Самое тяжелое для меня – это его изучение. Молодые политики, в первую очередь, начинайте с него! Даже если идёте в депутаты. Очень важно понимать, как устроен бюджетный процесс.
2. Текущая работа (освещение, отопление, водопровод, дороги, строительство и работа с землёй, пожарная безопасность) требует огромного внимания и значительных вложений. Проблемы связаны здесь с первым пунктом. Кроме этого, стоит помнить, что одна неверная подпись, один потраченный рубль не по назначению, несвоевременная реакция на предписания прокуратуры или органов пожарного надзора – административная и уголовная ответственность. Но это у всех, это, думаю, многие знают. Я успел уже побывать у судебных приставов-исполнителей, в следственном комитете, в суде, пообщаться с ФСБ. А где бывали вы в свои 21?
Сетуют жители, ругают сотрудники администрации, отчитывает мэр района. Но я не жалуюсь, это наоборот помогает становиться более ответственным и внимательным.
Почему упрекают? Да потому что на селе людям нужен чуткий и отзывчивый «хозяйственник», который будет всегда на месте, рядом (да и в городах тоже), а не «сити-менеджер» и молодой технократ, научившийся ораторскому искусству. Ну и быть таким, конечно, в политике – большая ошибка. А вот на выборах, наверное, помогает.
На селе есть специалисты, но штат сотрудников небольшой. Поэтому многое здесь зависит от активности главы. Точнее, на него многое возлагают. Если у мэра города есть большой штат (есть указ - есть исполнители), то в селе глава волей неволей берёт на себя роль «исполнителя» по некоторым направлениям. Например, я сейчас озадачен проблемой обновления системы отопления в достаточно большом сельском доме культуры. Нет у меня сотрудника по ЖКХ, который мог бы этим заняться (занимается непрофильный специалист). Штат мы «раздуть» не можем, денег на штатную единицу сельскому поселению никто не даст. А если деньги и просить, то нужно пройти «девять кругов ада», чтобы доказать необходимость в этом. В общем, сложно это, а поэтому, чтобы избежать бюрократии, глава сам занимается подобными вопросами, попутно подключая более-менее компетентных сотрудников в тех или иных направлениях. Сейчас мне помогают с этими вопросами, но бывают ситуации, когда ты понимаешь, что лучше заниматься этим самому, чтобы избежать неприятных ситуаций с большими последствиями…
Таких проблем много. Одно отсутствие сотовой связи в муниципалитете чего стоит. Приходится очень много ездить, общаться с предпринимателями, организациями, вышестоящим руководством. Это людей, конечно, не волнует. Им нужно «здесь и сейчас». И людей за это не обвинишь, они просто хотят жить лучше, а ты оказываешься заложником бюрократической машины, в которой результаты – это трудоёмкий и долгий процесс.
В селе твоя работа, как на ладони, и если её не видно, то ты автоматически становишься «плохим». А не всю работу видно. Некоторую работу не покажешь в силу разных причин. Бывают проблемы взаимоотношений и взаимопонимания в коллективе, от этого тоже не уйти, но это везде так. Это огорчает, но в тоже время заставляет тебя менять подход к работе в целом. Например, я стал уделять внимание более «земным», бытовым вопросам, а не «перспективным». И, всё-таки, опыт колоссальный.
3. Перспективная работа (все проекты, связанные с созданием рабочих мест, нестандартные идеи, вроде «дома народного ремесла», «астрономической обсерватории») очень сложна. Там тоже и проект подготовить, и участок найти, и смету рассчитать, и подумать о рентабельности, содержании будущей постройки, и программы специальные найти. Самое главное, что это никому не надо кроме тебя, что уже усложняет процесс.
Не нужно, потому что кажется людям не первостепенным. Дороги, например, куда важнее. Оно и верно. Однако на ту же «астрономическую обсерваторию» можно привлекать внебюджетные деньги. Можно развивать образовательный туризм. И создавать хоть какие-то рабочие места. Для села – это необычно и интересно. Здесь, конечно, важно работать комплексно и учитывать все факторы. Например, минус такой идеи в том, что содержать в дальнейшем эту обсерваторию на что-то надо. Больших туристических потоков не будет в виду географической удалённости...
На содержание дорог деньги выделяет субъект (Правительство Иркутской области, Законодательное Собрание Иркутской области) району, район их распределяет среди своих муниципальных образований (кому-то больше, кому-то меньше), т.е. деньги поступают в дорожные фонды каждого муниципального образования. Сколько? Мало. Это же сёла. На хороший асфальт точно рассчитывать не стоит. И здесь работает принцип: сколько дали – столько и используй. Или указывай весомые причины, чтобы дали больше. Многим сёлам просто нечего сказать в ответ, поэтому довольствуются малым и делают мало. Причём, важно понимать, что в дорожный фонд входят не только ремонт дорог, но и их освещение, дорожные знаки и т.д. Т.е. по факту деньги идут не только на обустройство дорожного полотна. Таких нюансов люди тоже не знают. Не знают, что приходится платить за аренду столбов, сколько стоят ливнёвки и т.д. Бюджет у села не резиновый. Формируется он у нас дотациями. Налоговых поступлений мало, крупного бизнеса тут нет. Ещё один налоговый доход – земля, но с ней тоже очень много работы. А внебюджетные деньги проще, в некоторой степени, привлекать. Точнее, ты привлекаешь деньги не от государства, что делает процесс менее бюрократизированным и менее сложным. На мой взгляд, это легче и быстрее.
Поэтому, к слову, в политике очень многое зависит и от личных отношений глав, мэров районов, вышестоящих представителей органов власти. Поэтому как бы политики не говорили, что нужно сохранять деловые отношения, роль личных отношений всё-таки на первом плане. Это психология. И, кстати, одна из сложностей мэра – уметь выстраивать отношения с коллегами, так сказать, по цеху. Не все коллеги будут Вас любить, а некоторые будут пытаться Вас подставить. Иногда, приходится пренебрегать собственными интересами и взглядами, что ярым «правдарубам» точно будет тяжело.
Такие нюансы обычных граждан, конечно, не волнуют, многие не знают всех «подковерёных» интриг, что также усложняет работу, т.к. нет общего взаимопонимания и ответа на вопрос: «почему делается именно так, а не по-другому». Единомышленников в селе найти тяжелее, чем в городе. А привезти своих – большая проблема. Причём среди своих должны быть, как минимум, грамотные финансист и юрист.
4. Работа депутатов в сельском поселении тяжелее. Тяжелее она тем, что никаких явных выгод у депутата на селе нет. Работа эта на непостоянной основе, т.е. не оплачиваемая, с ежегодным отчётом о доходах и расходах. И не дай Бог, что-то скрыл или забыл предоставить. Поэтому в депутаты тут сильно не рвутся, что тоже есть большой минус для государства в целом. Откровенно говоря, в городе у таких депутатов есть очевидные выгоды в лоббировании своих интересов. И это все понимают. На селе – нет. Как это усложняет работу главы? Низкая активность депутатов, отсутствие инициативы, их высокая занятость более важными житейскими делами, т.е. своим хозяйством, всё-таки село «выживает» именно на нём.
5. Глава на селе – это человек, к которому идут все и в любое время. Если в городах для этого существуют приёмные, которые могут ответить на волнующие вопросы граждан, то в селе этого нет. К тебе могут прийти пьяные, к тебе могут прийти явно с проблемой федерального уровня (ведь ты – олицетворение власти, хотя сам её заложник). Или приходит один человек и жалуется на другого, рассказывает, как там тебя – главу – ненавидят. На следующий день приходит второй, на которого жаловались вчера, жалуется на первого. При этом тоже говорит, что про главу то этот первый плохо говорит. Пару раз задумывался: «К ним человек из города приехал, а они вот так делают, зачем???» Потом остывал и понимал, что без этого никуда. Да и не все плохо обо мне думают. Хочу сказать спасибо этим людям!
От этого голова кругом и много мыслей. Вот и попробуйте выяснить, что у пьяного и буйного человека на уме, и с каким он вопросом к тебе пришёл. Или попробуйте объяснить бабушке, почему она должна покупать спутниковую тарелку и что МТС не отключали у них аналоговое TV, что вот такие у нас законы хреновые и не знают наши проблемы те, кто их издаёт. На селе надо быть открытым и простым (в городе, кстати, тоже), а не городским «болтуном» и «оратором трибун высоких» коих стало много. Людям это надоело. Сейчас понимаю, что сам таким был. Вот поэтому пишу, потому что говорить меньше стал. А высказаться надо.
6. Противоречивые законы, которые доводят тебя до нервных срывов. Как у нас принято в государстве: Есть закон – должно быть его исполнение. И плевать «верхам», что «низы» не могут. Например, закон о концессионных соглашениях. Концессия простым языком, это вид государственно-частного партнёрства, при котором государство может передавать свою собственность по договору в руки частника на определённых условиях, чаще в сфере ЖКХ…
Частник, используя такие объекты, зарабатывает, а государство не тратит свои деньги, например, на ремонт этих объектов. Закон вроде бы хорош и выгоден для всех сторон, но есть одно «НО». В нашем случае – это 7 старых водокачек. Это много. А один хороший насос, например, стоит от 100 000 до 300 000 рублей. Ну и представьте, хотя бы 3 выйдет из строя. И что будет? Сейчас мы работаем по договору доверительного управления. Т.е. частник обслуживает водокачки, зарабатывает свои копейки, но мы ему помогаем их обслуживать, т.к. он не вытягивает, да и водокачки наши - муниципальные. Сами понимаете, что бизнес на селе вести тяжело, тяжело не уйти в минус. При этом его ещё и зажимают уже повышенным НДС-ом, проверками, онлайн-кассами и. т.д. Закон то у нас один, мать его!
Вызывают меня в прокуратуру и говорят: заключайте концессионное соглашение и передавайте водокачки, а то у вас, мол, попахивает нецелевыми расходами. Хотя, положа руку на сердце, сами не хотим тратить на это деньги, но и обслуживать сами не сможем, а предприниматель разумный никогда за это не возьмётся даже через государственные торги, поэтому мы стараемся входить в положение частника. В городах, кстати, для этого есть, так называемые, МУП-ы (например, водоканал). Но там другой бюджет, и там могут позволить себе его содержать. Село – нет.
При концессии мы, как администрация, не сможем оказывать содействие в ремонте водокачек тому, кто за это взялся. Прибыль там, практически, на нуле. Закон говорит, что нельзя помогать!
Что будет дальше? А чтобы частный предприниматель «вывез» их обслуживание, он закроет большую часть водокачек, а у населения огороды, летние водопроводы, куда они пойдут? К нам в администрацию (а мы сами заложники «Московских» законов)! И крайними останемся мы, и, в первую очередь, глава. Будет бунт! Есть другой вариант – частник поднимет тариф на воду, чтобы получать больше прибыли, но тариф будет не выше, чем установлено службой по тарифам Иркутской области (У нас политика социально-ориентированная, поэтому до верхнего порога тариф мы сейчас не поднимаем). И снова будет бунт!
И что делать в этой ситуации? Исполнять закон – оставить людей без воды и сделать их злыми, не исполнять закон – вечно «таскаться» по судам, судебным-приставам исполнителям и «вечно» проводить торги, писать в прокуратуру вполне обоснованные «отписки». Тоже нервы. Не всё, что работает в городе, работает в малых населённых пунктах.
Вот ещё. Приезжал пожарный надзор, вполне законно обязал установить на водокачку автономный генератор стоимостью чуть ли не 300 000 рублей. А таких водокачки – две (чисто на случай пожара). Мол, если света не будет во время пожара, чтобы насос работал. Вроде бы логично. НО и тут загвоздка. Зачем он нужен? Как в советское время без него жили? На случай пожара перекрывается водопровод и в ёмкости водокачки есть вода… Ничего откачивать не надо из-под земли в случае ЧС. Может, конечно, были прецеденты, ведь на что-то опираются, когда закон придумывают. Однако складывается такое впечатление, что законы наверху пишут от безысходности, да так, чтобы деньги с регионов содрать. Работу же надо показывать, вот и выдумывают всякую чушь. А потом за её неисполнение на деньги разводят… Штрафами. А может федеральных чиновников в нашу Сибирь отправлять на месяц-другой со средней зарплатой в 20-30 тысяч? Пусть поживут и посмотрят, как у нас в стране-то «хорошо» всё. Мне кажется, что это было бы отличной практикой.
7. Чужой среди чужих. Ещё одна сложность, которая была и остаётся по сей день.
Когда идут в главы (мэры), то идут со своей командой. Идут в место, где трудились, где росли и т.д. Я шёл один. И шёл в неизвестность за 300 км от дома. Я не местный. Пока я адаптировался к коллективу, пока коллектив адаптировался ко мне… Но всё-таки открытым остаётся вопрос полного доверия друг к другу. Пока вник в реальные проблемы населённого пункта. А ещё и недоверие обычных граждан, депутатов… Всё это тоже сказывается на работе. Спросите зачем шёл? Всё просто – в жизни молодого человека очень редко выпадает шанс стать главой поселения. Год назад я расценил это, как знак судьбы. Это возможность доказать себе самому и окружающим, на что я способен. Также это получение огромного опыта. И да, чёрт побери, я рад, что я начал именно с небольшого муниципального образования.
8. Проблема с жильём в селе стоит очень остро, даже с муниципальным жильём. Если и есть свободные дома, то они требуют серьёзных вложений. Бюджет просто не позволяет его приобрести. Т.е. привезти свою команду, да и расположиться со своей семьёй, практически, не реально. При всём желании.
9. Зарплата главы и специалистов – мизерная. Мизерная она по рамкам зоны ответственности. Как обычный молодой человек – не жалуюсь, грех. Сейчас вроде бы поднять должны. Спасибо Законодательному Собранию, что пересмотрели нормативы по оплате труда. Но не надо думать, что глава «гребёт» тут деньги лопатой (если работаешь с чистой совестью, конечно). Кстати, интересный факт: работаешь честно, а штамп «чиновник – вор» всё равно на тебя ставят. Это до какой степени государственная власть себя дискредитировала? Сталина, по-моему, всё-таки не хватает!
10. Бюрократия. Мне бывает жалко сотрудников администрации. Бумага на бумаге. Постоянные отписки, здесь отчитаться, там отчитаться. Работать нормально – некогда. Бюрократия – это не искоренение коррупции, а её порождение. У нас надзирающих органов очень много, а реально помогающих и улучающих жизнь поселений и граждан, кажется, нет.
И это всё – только верхушка айсберга. Ещё очень много подводных камней. Многое хочется сказать, но нельзя. Вот так.
«Молодой и неопытный»
Кто в здравом уме будет голосовать за молодых? Они же ничего не знают, да «в розовых очках». Лучше более зрелый кандидат!
Будучи «молодым и неопытным» политиком, я до сих пор поддерживаю данную точку зрения. Да, молодые мало чего понимают в реальной политике. Да, идеи молодых порой очень эфемерны и далеки от реальности. Да, да, да, да.
Как высказалась одна из женщин где-то на просторах интернета в мой адрес: «молоко на губах не обсохло». Или вот понравился комментарий: «парень Начальника Чукотки пересмотрел…» И да, я с ними согласен.
Но немного надоело, как «взрослые и зрелые» люди пытаются поставить на место этаких молодых «выскочек». Не надо, пусть пробуют. На место их ставит потом «суровая реальность».
Приведу один аргумент в защиту молодых и начинающих политиков, исходя из собственного опыта.
Когда ты вливаешься в реальные политические процессы, становишься участником весьма неоднозначных, даже страшных ситуаций, где не всегда видна грань добра и зла, становишься частью большой бюрократической машины и становишься зависим от многих факторов и процессов, то юношеский максимализм быстро улетучивается. А некоторые ситуации заставляют тебя эффективно и достаточно быстро адаптироваться под них, расширять круг общения и притягивать к себе «нужных людей»… Ты закаляешься и падаешь с небес на землю. Мне понадобился год, чтобы снять с себя «розовые очки». Изменился взгляд на региональную и федеральную политику, понял, что многие муниципальные образования первого уровня – заложники сложных ситуаций. Но об этом в следующей статье.
Вывод: Когда ты начнёшь заниматься «взрослой» политикой, тогда и сформируются необходимые качества, появятся новые знания. Ты же не говоришь: «Вот появиться мышцы, буду жать штангу». Поэтому не осуждайте молодёжь за их стремление «пожать штангу». Только в «бою» молодые учатся «сражаться» и становятся бойцами, а точнее эффективными государственными служащими.
Однако сделаю одну оговорку. Молодёжь тоже бывает разной. Семья, воспитание, окружение, сформированные ценности, цели в жизни, жизненный опыт… Безусловно, это всё играет огромную роль. От людей корыстных, нечестных и глупых – никто не застрахован. Многие себя, к сожалению, таковыми не считают, точнее не умеют быть самокритичными. Поэтому бывают, к сожалению, и глупые «управленцы», а не разумные «служащие».
Кстати, смешно, но вывел для себя один факт. Люди с тонкими губами – более склонны к вранью, коварству, нечестивости и лицемерию. Дополнительно по взгляду человека, если Вы изучали хорошо психологию и НЛП, можно быстро определить, кто перед Вами, даже то, скрывает ли он от Вас что-то или нет.
«Нет ничего бесполезнее, чем эффективно выполнять работу, которую делать вообще не нужно»
В продолжении первому тезису (информация больше для молодёжи).
Я пришёл работать главой сельского поселения из города Иркутска этаким «сити-менеджером», точнее, с мышлением «сити-менеджера». Эта была моя первая ошибка. (Мне кажется, что такие ошибки допускают и в городах, либо же просто умышленно «отмывают» деньги)
Сразу же я ударился в «большие» проблемы (одна из них – отсутствие сотовой связи) и «инновации» для села, забыв про более «земные», бытовые проблемы. В городах это тоже могут быть супер-пупер игровые площадки, с которых начинают молодые политики, инновационные проекты и т.д. Но не это людям надо! Дороги нормально сделайте! Выберете одну социально-острую бытовую проблему и киньте все силы на её решение. Не умеете, не знаете – учитесь в процессе! Не ленитесь.
На селе, как я уже отметил выше, людям нужен чуткий и отзывчивый «хозяйственник» (Да и в городах тоже). Людям нужно «здесь и сейчас». Их не волнует, как устроен бюджет и есть ли у тебя деньги на дороги, освещение, отопление. Они этого хотят, и ты обязан им это дать.
Вторая ошибка – не предавал значение теории, занимаясь молодёжной политикой. Проекты проектами, а Бюджетный Кодекс и всё, что связано с финансовыми потоками, учить нужно в первую очередь. Во вторую – всё, что связано со строительством и работой с землей. А в целом мэр (глава администрации) – это человек, который, словно, «терапевт», знать должен всё и вся, а для исполнения есть аппарат (администрация).
Вывод: Чтобы молодым людям стать эффективными и зрелыми политиками, за которых будут хотеть голосовать люди, а не «болтунами» и «сити-менеджерами», то, по моему убеждению, начинать нужно с низов. Тут хоть шишек не так страшно наколотить, масштабы «политических игр» не те, хотя, тоже ситуации бывают такие, что сделать могут виновным без реальной вины. И чревато это даже уголовными статьями. Ну не лезьте вы в города без опыта! И помните, что взрослые дяденьки могут всего лишь вами манипулировать. Продвинетесь в карьере? Возможно. Подчеркну - возможно! Но потеряете честь, достоинство и уважение. Станете «очередным» чиновником со своим кругом личных проблем. Но, конечно, это ваше право. Всё зависит от Ваших жизненных целей и моральных принципов.
Если у вас, кстати, есть богатые родители и серьёзные покровители – Вы исключение, можете пробовать баллотироваться в городах. Только гражданам такие «кандидаты» уже надоели и рано или поздно под раздачу и народный гнев всё-таки попадёте, да и покровители сегодня «покрывают», а завтра нет. Родители тоже не вечные.
Итог: Не ждите от такой работы благодарности и признания. В большинстве своём, люди Вас не будут любить. (В глаза, при этом, могут улыбаться). Поэтому здесь очень быстро можно отчаяться и сдаться, если работаете с чистой совестью и душой. Я пошёл в политику не из корыстных целей, но, сколько я уже наслушался и начитался про себя в интернете и СМИ, что поверил в то, что я очередной «чиновник». Это кошмар. Есть и завистники. Им могу ответить просто: знали бы всё – не завидовали бы…
Пока писал статью, не знал, какой итог подвести, но вдруг родились эти слова о «взрослой» политике:
Вы можете просчитывать каждый шаг, словно, виртуозный шахматист, делать ходы, которые ставят оппонентов в тупик... Но пока вы играете в шахматы, другие играют в бейсбол и правила игры здесь другие.
Вывод: Политика – явление сложное. Здесь всегда борьба. Поэтому учиться нужно и в «шахматы играть» и в «бейсбол», т.е. использовать все способы и возможности. Нужно всегда быть не просто на шаг впереди, но и быть готовым «отбивать бейсбольные мячи». Справедливости здесь нет, дело не такое уж лёгкое и ответственности хватает. Так что молодёжь, делайте свой выбор, прислушиваясь к разуму и сердцу.
Текст: Иван Булатников
Иллюстрации: Иван Булатников