Найти тему
Дзенофоб

Каким я видел развитие Яндекс.Дзен и чем он стал

Оглавление

Впервые о Яндекс.Дзен я услышал летом 2015-го, когда он был запущен в тестовом режиме. Точнее заинтересовался. Услышал немного раньше, когда разразился скандал с переманиванием ведущего разработчика. Обе компании были в своем праве, поэтому это было довольно занятно.

Идея рекомендательного сервиса меня интересовала с конца нулевых, когда стала появляться первая информация о подобных разработках. Сама идея было не ахти, т.к. использовала устаревшие наработки по ИИ, но имела колоссальные перспективы в социально-политическом аспекте.

По сути, имея достаточно небольшую стороннюю группу, даже не вмешиваясь в работу алгоритма, можно фабриковать выдачу по социально, или политически, значимым вопросам. Да еще и тонко ее подстраивать под аудиторию с определенными интересам.

Это не могло не заинтересовать определенные государственные структуры на фоне усиливающейся пропаганды. Так я думал тогда ... но похоже переоценил пропагандистов.

Никто не стал на государственном уровне продвигать эту идею, пытаясь подмять под себя неуправляемый Поиск.

Когда Дзен стал привлекать сторонние ресурсы на свою платформу, я провел немало бессонных ночей в размышлениях, стоит ли подавать заявку со своих сайтов. В основном боялся того, что участие в программе, с неминуемой ссылкой на Дзен, приведет к падению позиций в Гугле.

Был, и есть, у меня один сайт, который я сделал очень давно, забросил еще до Дзена, но он давал по 5-7 000 уников в день, его я и решил направить в Дзен. Ах да, он был пессимизирован в Гугле, поэтому я ничего не терял.

Его естественно не приняли, а больше я и не пытался.

В 2017-ом Дзен объявил о возможности публикаций внутри него, и это было намного интереснее.

Как я себе представлял общую структуру функционирования Яндекс.Дзен?

Схематично это выглядело так:

1. Авторы пишут статьи, которые рекомендательная система показывает пользователям.

2. Затем, в зависимости от актуальности, уникальности и тематики статьи, она продолжает откручиваться некоторое время или быстро умирает.

3. Через 3-6 месяцев, когда происходит переиндексация рунета Яндексом, качественные статьи, занимают свое место в Поиске ( с учетом того, что они располагаются на сервисе самого Яндекса, у них должны быть достаточно высокие позиции).

4. В Дзен начинает поступать поисковый трафик.

Т.е. получается очень выгодная замкнутая структура позволяющая прокручивать пользователей сразу через два сервиса Яндекса (снимать двойную прибыль). Все в плюсе.

Яндекс.Дзен получает десятки миллионов пользователей из Поиска, которые перейдя на статью в Дзене, расходятся внутри него по ссылкам и карточкам в конце статьи.
Авторы имеют неумирающий контент, который они могут наращивать годами.
Поиск ничего не теряет, т.к. прежде чем попасть в Дзен, пользователи видят его рекламу.

По сути, Дзен мог отобрать львиную долю трафика у сайтов. К тому же, дать зарабатывать на этом трафике исключительно РСЯ (третьему сервису Яндекса), а не другим, сторонним рекламным сетям, как в случае с сайтами.

Налицо три яндексоидных выгодополучателя (Дзен, РСЯ, Поиск) и дополнительные прибыли исчисляющиеся десятками миллиардов рублей.

Так я предполагал, когда переходил в Дзен.

Как работал Дзен до недавнего времени

Хотя я не видел явного стремления Дзена к вышеупомянутой схеме, но его развитие ее не исключало. Даже если руководство ее не рассматривало.

Немного напрягали преференции сайтам, которым позволялось намного больше, чем каналам. Это выпадало из моей схемы, т.к. Дзен наоборот, должен был их постепенно прижимать (о чем я много и часто писал). Но с другой стороны, средняя продолжительность жизни статьи около трех месяцев, как бы намекала на связь с Поиском.

Были и другие маркеры, которые трактовались в разные стороны. Дзен, то призывал к экспертности (поисковый тренд последних пары лет), то Журналом рассказывал, как рерайтить статьи (то против чего Поиск борется). То говорил о качестве и уникальности (мечта Поиска), то призывал писать под рекламодателей (отстой по мнению Поиска).

Было ясно, что ни физики-разработчики, ни лирики-гуманитарии, не видят простого решения, которое лежит на поверхности. А надо было всего лишь, выйти с предложением на Совет Директоров, показать какие прибыли сулит подобного рода коллаборация, и заручившись поддержкой Совета, развивать это направление.

Почему Дзен ушел в блогерство (моя версия)

Дзеноводы конечно не гении, но для того чтобы понять, что блогинг это смерть для Дзена не надо быть семи пядей во лбу.

Мне кажется, что на определенном этапе они столкнулись с перенасыщением Ленты. Слишком много стало хороших статей, которые алгоритмически могут откручиваться вечно.

Возьмите статьи с канала того же Ратникова. Они не теряют своей актуальности, ни через месяц, ни через год. Они экспертны, уникальны и качественны. Когда таких статей становится все больше и больше, они могут забить всю Ленту.

А ведь еще нужны показы на продажу, показы для своих проектов, для гламурных друзей, для новичков в конце концов. Как совместить призывы к качеству и качество убивающее все остальное?

С другой стороны, нереально призывать авторов к созданию "дорогого" контента и давать за это несколько тысяч показов. Никто на это не пойдет.

Поэтому еще с осени, даже лета, прошлого года, Дзен начинает делать ставку на каналы а ля лайф-стайл. Тогда и стали подниматься денисовцы – покакал-покушал – контент одного дня. Хотя у них не было ни показов, ни смысла, их начали продвигать на встречах. С этим же связана борьба со "свекровями" и прочими извечными вопросами бытия.

Это чуток разрядило ситуацию, но не решило проблему в корне. Количество пользователей падало, жадность росла, а вечнозеленого контента становилось все больше и больше.

Пусть вас не обманывают заверения дзеноводов о росте количества пользователей Дзена в апреле. В это время Дзен был добавлен во вьетнамский браузер Coc Coc и турецкую версию Оперы. Как понимаете к рунету это не имеет никакого отношения.

И вот, не найдя выхода из ситуации, Дзен становится платформой для блогеров – пиши по десять строк каждый день, и живи показами одного дня.

Еще выгоднее сторонние блогеры, им вообще до лампочки показы, они используют Дзен для увеличения подписчиков на основных ресурсах. Скопировал текст в Дзен, получил +5 подписчиков, а больше и не надо.

Таким образом Дзен умирает, но дзеноводы могут поддерживать прежний уровень своих коммерческих проектов.

Еще не поздно одуматься

Как я уже писал выше, схема с Поиском сулит головному Яндексу многомиллиардные прибыли. А Дзен ставит по прибыльности на уровень Поиска и РСЯ – основных коммерческих проектов Яши.

Не забываем, что Поиск хотя и теряет катастрофически пользователей (не только яшин, но и гошин), все-таки имеет более 40 млн. уникальных пользователей, которых можно было бы прогонять через Дзен.

-2

Для ее реализации нужно совсем чуть-чуть – введение небольшого повышающего коэффициента в поисковый алгоритм. Он там и так есть, т.к. Поиск благоволит к проектам Яндекса, но не так высок, как, например, у Яндекс.Медицины.

Это никак не скажется на качестве Поиска, т.к. речь идет не о искусственном повышении позиций, а лишь о тезисе "первый среди равных".

Почти по каждому поисковому запросу есть, от десятков, до сотен, статей приблизительно одного качества. Поиск их распределяет исходя из множества мелких факторов второго порядка. Но Дзен осуществляет свою предмодерацию, сам ставит рекламу, сам предоставляет движок и т.д., и т.п. То есть по вторичным факторам, не относящимся к контенту, должен иметь максимальные коэффициенты – только это и требуется.

Если выйти напрямую на Поиск, или действовать через Совет Директоров, то получить эту ЕСТЕСТВЕННУЮ преференцию, думаю, будет не сложно. Для этого лишь надо показать выгодность сотрудничества всем сторонам. А дальше все просто:

1. Дзен прекращает дурить со своей модерацией, приводя ее в соответствие с поисковой. Оставить можно разве что кликбейт и обнаженку в карточках.
2. Убирает постепенно сторонние ресурсы из выдачи в Ленте, в первую очередь те, что связаны по РСС (хотят работать в Дзене, пусть заводят канал).
3. Запрещает любое дублирование контента (или свой ресурс, или канал).
4. Ставит строгое ограничение на вечнозеленый контент. Например, не более трех месяцев открутки, или не больше 200 тыс. показов.
5. В свой алгоритм прописывает понижающий коэффициент для авторов имеющих раскрученные каналы/блоги на других платформах (чтобы не уводили посетителей).

Вот собственно и все.

Дзеноводы могут продолжать заниматься своими гламурными друзьями и нативкой, публиковать однодневный отстой Тутты и Молли, а серьезные авторы будут строить свои каналы в долгую. Пусть и не получая миллионных показов, но рассчитывая на десятки, а то и сотни, тысяч посетителей с Поиска. И это будет уже серьезно.

На хороших каналах, работающих в долгую, даже по ядерной физике, будут группироваться пользователи по интересам. Это ведь будет не желтая публика с Ленты, а люди с Поиска, пришедшие по конкретным "ядрёным" запросам. Так Дзен будет прирастать социализацией.

А дальше море возможностей, как эту социализацию сделать более глубокой. Как сделать пользователей адептами Дзена.

Я бы к примеру вбухал миллион в разработку игры-бродилки, где каждый канал это дом, который можно достраивать при увеличении подписчиков или лайков (там можно много фишек напридумывать), тематика – город, а у каждого имеющего аккаунт есть возможность заиметь свой аватар в игре.

Можно было бы поймать условного Якова Парамоновича и надавать ему тумаков ...

Впрочем, я увлекся ... ))