Русская община: в чем ее суть, каковы ее базовые особенности, почему ее опыт, причем именно сегодня, востребован, как никогда ранее?
На наш взгляд, лучше всего об этом рассказал кандидат исторических наук, профессор МПГУ Герман Артамонов на литературно-историческом пикнике у писателя и публициста Захара Прилепина.
Русская община, по мнению историка, являлась базовой организацией нашего народа. "По сути своей, т.е. по своему содержанию - заметил он, - она была языческой, и это кстати сохраняется и у ныне живущих поколений, а по форме - христианской".
"Русский народ, - подчеркнул Артамонов, - всю свою историю действовал через общину. - И парадокс состоит в том, что мимо этого главного фактора нашей истории прошла и историческая наука, и великая русская литература. Мы по крупицам сегодня пытаемся восстановить эти утраченные традиции, понять, как она [община] функционировала".
Что интересно: восточные славяне, по словам историка, - это единственный индоевропейский народ, который с образованием государства сохранил форму своей первичной социальной организации, возникшую еще в глубокой древности, т.е. территориальную общину.
У славянской [русской] общины, с точки зрения Артамонова, есть две базовые особенности:
1. На всем протяжении своей истории она по каким-то причинам [на сегодняшний день не установлены] никогда не признавала частной собственности на средства производства.
Важный нюанс: общеизвестно, что как только возникает частная собственность мгновенно возникает и социальное расслоение.
2. Внутри славянской общины не было внутренней иерархии, как, к примеру, в общине кровно-родственной. "Но так как ей нужно было каким-то образом самоуправляться, - пояснил историк, - на ее основе выросла уникальная система самоуправления - вечевая традиция".
Что любопытно: славянская община, на взгляд Артамонова, служила основой для структурирования не только конкретной деревни, но и всего общества.
"При всем многообразии цивилизаций, - напомнил историк, - есть две модели структурирования: либо сверху вниз и социальная дифференциация людей, т.е. своего рода такая вертикальная организация людей, либо горизонтальная, которая в наиболее последовательном виде была реализована в русской территориальной общине. Именно она дала некую модель для организации общегражданского самоуправления".
"Важнейшая проблема человечества, пришедшего к государственному общежитию, - резюмировал Артамонов, - состоит в том, чтобы найти эффективные механизмы взаимодействия между обществом и властью, т.е. контроля над властью".
"Именно русская община, - убежден историк, - хранит в себе ответ на вопрос: как обществу эффективно самоорганизовываться таким образом, чтобы спрашивать с власти".
"У нас был опыт очень эффективного взаимодействия с властью, - уточнил Артамонов, но так произошло, что мы его утратили. - Особенно в результате реформ Петра I, когда власть стала полностью бесконтрольна".
При написании этой статьи были использованы материалы видео, представленного ниже (начало: 4:07/46:01):